Китайская философия. Энциклопедический словарь - чжу си
Чжу си
Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань.18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь.Философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн (братьев) Чжу (Си) школа), в к-рой оно обрело статус ортодокс, идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее.
Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался гл. обр. науч. и лит. трудом. С 1178, находясь на гос. службе, Ч.С. неоднократно, но не надолго назначался на высокие администр. посты. В 1196 за критич. настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул гогун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конф. авторитетам, а с 1313 его учение официально включено в систему гос. экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Лит. наследие Ч.С. чрезвычайно велико. Мн. его основополагающие идеи выражены в ком-мент. к конф. классике (прежде всего "Пятиканонию" и "Четверокнижию", см. "Ши сань цзин") и беседах, записанных учениками (юй лу). Ч.С. публиковал, комментировал и интерпретировал произв. своих непосредств. предшественников четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сум (960 1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в части., составив из них первую и ставшую образцовой неоконф. антологию "Цзинь сы лу" ("Записи размышлений о близком", 14 гл., в соавторстве с Люй Цзуцянем, 1173). Наиболее полные собр. различных видов соч. Ч.С. "Чжу-цзы юй лэй" ("Классифицированные беседы учителя Ч.(С.)", 140 гл., 1270), "Чжу-цзы вэнь цзи" ("Собр. письмен учителя Ч.(С.)", 121 гл., 1532, сер. СЕБЯ), "Чжу-цзы цюань шу" ("Поли, (собр.) произведений учителя Ч.(С.)", изд. по имп. указу, 66 гл., 1714, т. 1 -25).Ч.С. в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. Тай цзи, Ю у) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли (1)). Тай цзи, по Ч.С., это совокупность всех ли (1), тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у).В каждой конкр. "вещи" (у (3)), т.е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает осн.
задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), к-рое состоит в "совершенном (раскрытии) принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность (всей) Поднебесной" (формулы "Да сюэ"), поскольку ли ( 1 ) совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип это гуманность (жэнь (2)), должная справедливость (и (1)), благопристойность (ли (2)), разумность (чжи (1))". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли (1)) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци (1)). Физически они неразделимы, но логически ли (1) имеет приоритет над ци (1). Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изнач. природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы на пневменной основе" (ци чжи чжи син), связав их с ли (1) и ци (1) соответственно, Ч.С. окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеч. "природы" (см. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"), обладающей вторичными и конкр. модусами, к-рым в разной степени присущи "добро" и "зло".В 16 первой пол. 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве Лу (Цзююаня) Ван (Янмина) школа, сформулировавшая осн. тезисы античжусианской критики. Учение Ч.С. поддерживалось правящей маньчж. дин. Цин (1644-1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли. сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд кит. философов, проживающих за пределами КНР (см. Постконфуцианство).*Чжу-цзы да цюань ("Достаточно полное (собр. соч.) учителя Ч.(С.)"). Т. 1 12. Тайбэй, 1970; Ч.С. (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мир. философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Ч.С. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей. Пер. с кит. В.В. Зайцева) // Человек как филос. проблема: Восток Запад. М., 1991; De Harles Ch. (tr). Tchou Hi. La Sino Hio ou moral de la jeunesse. P., 1889; Bruce J.P. (tr.). The Philosophy of Human Nature by Chu Hsi. L., 1922; Craf O. (verdeut.). Tschu Hsi. Djin-si lu, die sungkonfuzianische Summa. Bdl-3. Tokio, 1953 4; Chan Wing-tsit (tr.). Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Antology Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.L., 1967; **Зайцев В.В. О формировании филос. учения Ч.С. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления. М., 1978; Краснов А.Б. Учение Ч.С. о природе человека // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Мартынов А.С. Ч.С. и офиц. идеология имп. Китая // Там же; Его же. Буддизм и конфуцианцы: Су Дунпо (1036 1101) и Ч.С. (ИЗО 1200) // Буддизм, гос-во и об-во в странах Центр, и Вост. Азии в ср. века. М., 1982; Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Ч.С. // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. М., 1991; Цянь Му. Чжу-цзы синь сюэ ань (Новый отчет об учении учителя Ч.(С.)). Т. 1 5. Тайбэй, 1971; Сюсигаку тайкэй (Общий курс учения Ч.С.). Т. 1 9. Токио, 1974 75; Чжан Ливэнь. Ч.С. сысян яньцзю (Исслед. идеологии Ч.С.). Пекин, 1981; Фань Шоукан. Чжу-цзы цзи ци чжэсюэ (Учитель Ч.(С.) и его философия). Пекин, 1983; Лю Шусянь. Чжу-цзы чжэсюэ сысян дэ фачжань юй ваньчэн (Развитие и формирование филос. мысли учителя Ч.(С.)). Тайбэй, 1986; Чэнь Лай. Ч.С. чжэсюэ яньцзю (Исслед. философии Ч.С.). Пекин, 1987; Le Gall S. Le philosophe Tchou Hi, sa doctrine, son influence. Chang-hai, 1894; BruseJ.P. Chu Hsiand His Masters. L., 1923; Sargent G.E. Tchou Hi contre le Bouddhisme. P., 1955; Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986; Gardner O.K. Chu Hsi and the Ta-hsueh. Camb. (Mass.), 1986.А.И. КобзевКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.