Китайская философия. Энциклопедический словарь - чжусианство
Чжусианство
Обозначение филос. и идеологич. направления, восходящего к учению Чжу Си (12 в.), к-рый завершил оформление филос. системы ли сюэ ("учение о принципе", или дао сюэ "учение дао"), окончательно придав ей доктринальную определенность. Исторически под Ч. подразумеваются доктрины Каотинской школы, Чэн (братьев) Чжу (Си) школы, а также последователей этих учений за пределами Китая, гл. обр. в Японии и Корее. В Китае Ч. имело статус офиц. идеологии в 13 нач. 20 в., но его доминирующее положение временами ставилось под вопрос в результате смены правителей и династий, а также появления конкурирующих течений, прежде всего Лу (Цзююаня) Ван (Ян-мина) школы и "ханьского учения" (хань сюэ); ныне аналогич.
положение с соответствующими времени коррективами оно сохраняет на Тайване. В Японии основателем направления сюсигакуха (япон. чтение кит. Чжу Си сюэ пай "школа Чжу Си") был Фудзивара Сэйка (1561 1619). Он избегал присущего филос. и идеологич. ситуации в Китае противопоставления Ч. учению Лу (Цзююаня} Ван (Янмина) школы (синь сюэ (1)"учение о сердце"), рассматривая их как равноценные и взаимодополняющие.
Фудзивара предпринял попытки согласовать Ч. с догматами синтоизма и буд. учением о карме (см. Е). Его ученик Хаяси Радзан, став наставником сегуна военного правителя Японии, учредил в Эдо высшую школу, обучение в к-рой основывалось на чжусианских интерпретациях конф. канонов. Традиции этой системы образования преобладали в Японии до "революции Мэйдзи" 1867 8.
После Хаяси, непримиримо настроенного по отношению к учению Ван Янмина, др. идейным течениям, а также к христианству, сюсигакуха разделилась на несколько течений самых разных духовных, теоретич. и политич. ориентации. Против Ч. как идеологич. опоры режима военных правителей-сегунов наиболее упорно выступала школа Мито (митогакуха), не признававшая Ч.
ортодокс, конфуцианством, делавшая акцент на доктрине "выправления имен" (чжэн мин), исключительности япон. пути, ратовавшая за восстановление политич. власти императора.В Корее первыми проповедниками доктрины Чжу Си стали обучавшиеся в Китае ан Хян и др. (13 нач. 14 в.). Основоположником ортодокс, корейского Ч. считается Чон Мончу (14 в.
), первый министр гос-ва Коре: при нем Ч. обретает черты офиц. идеологии. В 15 16 вв. в корейском Ч. возобладало направление, противопоставлявшее социально-политич. утилитаризм чжусианской доктрины бесплодному схоластич. мудрствованию. В 16 в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа соннихак (другое назв. лихак, калька с кит. ли сюэ).
Усилиями основателей этой школы Ли Хвана (Тхвеге), Рин Ху и др. за идеологией Ч. были закреплены офиц. статус и монополия в системе образования. С 17 в. позиции Ч. отстаивались в жестком, принимавшем политич. формы соперничестве с идеологич. конкурентами, среди к-рых видное место занимали апологеты янминизма (янменхапкха) и школы сирхак, складывавшейся под сильным влиянием "ханьского учения" (хань сюэ).
В конце 19 в. Ч. осознавалось его корейскими сторонниками как важная духовная скрепа, соединяющая Китай и Корею, и даже стало идеологич. основой партизанской борьбы против япон. засилья.*Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. Л., 1947; Чон Чин Сок и др.История корейской философии. Т. 1 . М., 1966; Тягай Г. Д. Обществ, мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971; Ногата Хироси. История филос. мысли Японии. М., 1991; Yang К.Р., Hendcrson G. An Outline History of Korean Confucianism // Journal of Asian Studies 1958 9. XVIII; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. №1 2; Confucianism and Tokugawa Culture. Princ., 1984; The Korean Controversy over Chu Hsi's View on the Nature of Man and Things // Chu Hsi and Neo-Confucianism.
Honolulu, 1986.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.