Китайская философия. Энциклопедический словарь - дао дэ цзин
Дао дэ цзин
"Канонич. книга о дао и дэ", "Канон дао и дэ", или "Лао-цзы"памятник древнекит. филос. мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы; основополагающий даос. трактат. По традиции относится к 6 5 вв. до н.э., однако совр. наука считает более достоверной датировкой 4 3 вв.
до н.э. Согласно преданию, "Д.д.ц." был написан Лао-цзы во время его путешествия на запад по просьбе нач-ка погранич. заставы Инь Си.Совр. текст "Д.д.ц." состоит из 81 гл. и насчитывает 5 тыс. иероглифов. Трактат разделен на две части "Дао цзин" ("Книга о дао") и "Дэ цзин" ("Книга о дэ"), хотя существенных различий в их содержании нет. Канонич. композиция текста относится, видимо, ко 2 1 вв.
до н.э., т.к. найденные в 70-е гг. 20 в. в КНР (Чанша, Мавандуй) древние рукописи "Д.д.ц." отличаются иным членением на главы, нек-рые названием текста ("Дэ дао цзин"). Написан "Д.д.ц." ритмизованной прозой, в значит, степени рифмованной. Во 2 в. до н.э. начинается комментирование памятника. Классич. образцы коммент. принадлежат анонимному "Старцу с речного берега" (Хэшан-гун, 2 в.
до н.э.) и философу школы сюань сюэ Ван Би (3 в.). В Дуньхуане (пров. Ганьсу) экспедицией под руководством П. Лельо (1906 8) обнаружен ортодокс, коммент. к "Д.д.ц." даос, школы "Небесных наставников" (Тяньши (дао), см. Чжэнъи /дао)): "Лао-цзы сян эр чжу" (или "Сян эр"), отражающий религ. восприятие текста в качестве книги откровения.Этот коммент. приписывается 3-му "Небесному наставнику" Чжан Лу (2 3 вв.), но возможно, что он создан раньше. Среди коммент., принадлежащих представителям творческой интеллигенции, испытывавшим влияние даосизма, выделяется текст великого поэта средневек. Китая Су Ши (Су Дунпо, 11 в.).В центре учения "Д.д.ц."фундаментальные для всей классич.
кит. мысли категории дао и дэ (1). Особенностью учения "Д.д.ц." является концепция "двух дао" "безымянного" (у мин (1)), порождающего космос, и "именуемого" (ю мин), создающего конкр. вещи. Дао ("путь") и дэ (1) ("благодать", "благая сила", "добродетель") соотносятся как порождающий и пестующий порожденное принципы. Для "Д.д.ц." характерны свойственный классич. кит. философии натурализм и элементы примитивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей: "наличия и отсутствия" (см. Ю у), "легкого и тяжелого" (цин чжун) "движения и покоя" (дун цзин) и т.п. Значит. место уделяется категории "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)), под к-рым понимается отсутствие произвольной целеполагающей активности субъекта, противоречащей спонтанной "естественности" (цзы жань) дао, равно как и порожденной им природы. У вэй (1) является также осн. принципом орг-ции совершенного об-ва. В "Д.д.ц." подчеркивается роль "совершенномудрого" (см. Шэн (1)) монарха в осуществлении "недеяния" и "упорядочении Поднебесной", что делает возможным предположение о первонач. предназначении этого текста как руководства правителю по управлению гос-вом на основе философии дао и дэ ( 11. Социальный идеал "Д.д.ц." маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от др. аналогич. образований. В тексте высоко оценивается простота и безыскусственность древности, противопоставляемые конф. этике, осн. на иерархии и "ритуале" (ли (2)). Ряд фрагментов "Д.д.ц." содержит намеки на идею продления жизни, обретения бессмертия и неуязвимости посредством причастности к дао, получившую развитие в позднем даосизме. С ними связано представление о дао как о субстантивированной закономерности и порождающем принципе сущего. В ряде фрагментов "Д.д.ц." дао уподобляется женскому началу ("сокровенная самка" сюань пинь, "мать Поднебесной" Тянь ся чжи му), к к-рому следует стремиться, уподобляясь младенцу."Д.д.ц." оказал сильное влияние на развитие не только даосизма, но и всей классич. кит. философии. Образы памятника активно использовались писателями, поэтами, художниками древнего и средневек. Китая. Учение "Д.д.ц." имело отклики в зап. и рус. культуреКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.