Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - канон буддийский великий

 

Канон буддийский великий

ДА ЦЗАН ЦЗИН "Великое хранилище сутр" ("Великий буд. канон", "Кит. буд. канон", "Кит. трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры").Кит. название собр. буд. канонич. текстов "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. вариантов в кит. сб. включены не только переводные инд. канонич. произв., но и кит. апокрифы, коммент. и др. буд. соч., тогда как, напр., тибет. вариант разделяется на собственно канон ("Ганджур"), и коммент. лит-ру и тибет. соч. ("Данджур"). Как и др. варианты "Трипитаки", "Д.

ц. ц." состоит из трех частей: сутры, винаи (монастырские уставы) и абхидхармы (соч. по философии и психологии). В разд. сутр (цзин цзан) выделены махаянские (да чэн) и хинаянские (сяо чэн) сутры, а также те, что вошли в канон после 960; в разд. винаи (люй цзан) махаянская и хинаянская винаи; в разд. абхидхармы (лунь цзан) махаянская, хинаянская абхидхарма и тексты, вошедшие в "Д.

ц. ц." после 960. В разд. "смешанных текстов" входят труды инд. и кит. буддистов, кит. соч. 14 17 вв. и тексты, включавшиеся только в "сев." или "южн." варианты "Д. ц. ц." 14 15 вв."Д.ц.ц." начал формироваться во 2 в., когда миссионер Локакшема перевел на кит. яз. "Аштасахасрика праджня-парамита сутру" ("Сутра о запредельной премудрости в 8000 стихов-шлок", 179-180).

Значит. роль в составлении "Д.ц.ц." сыграли Кумараджива (4-5 вв.), Сюаньцзан (7 в.), Ицзин, Дхармаракша и Вэй Цзинь (8 10 вв.), однако в осн. "Д. ц. ц." сложился к 7 в. Поэтому в нем слабее, чем в тибет. каноне, представлены поздние инд. соч., зато ранние редакции махаянских сутр в кит. пер. позволяют судить об утраченных ныне инд. оригиналах. Первые сведения о существовании "Д.ц.ц." относятся к 8 в.: в 723 монах Чжишэн составил его каталог в 20 цзюанях ("свитках"). Объем "Д.ц.ц.", составлявший тогда 5418 цзюаней, постепенно увеличивался, прежде всего за счет кит. соч. В сер. 14 в. существовавший текст был утрачен. При дин. Мин были осуществлены три новых издания: два ("сев." и "южн.") в кон. 14 в. и одно (сводное, объемом 6771 цзюань) в кон. 14 нач. 15 в. чаньским монахом Мицзаном.В 6 7 вв. тексты "Д.ц.ц." начали распространяться в Японии (через Корею). К кон. 19 в. япон. вариант ("Дайдзоке") составил 8534 цзюаня. Совр. изд. "Д.ц.ц." состоит из 100 т.

*Тайсё Дайдзоке ("Трипитака" на кит. яз., изд. в годы Тайсё). Т. 1 100. Токио, 1927 34; 2-е изд. Токио, 1960 78; **Bagchi P.S. Le Canon Bouddhique en China // Sino-Indica. №1, 4 (1927, 1938); Id. Buddhist Studies in Japan and the Taisho edition of the Chinese Tripitaka // New Asia. 1939. №11; Goodrich C. Earliest printed editions of the Tripitaka // Visvabharati Quarterley. 1953 54. Vol. 19; Has H. Der heilige Kanon des Buddhismus in Japan // Mittheilungen der deutschen Gesellschaft fur Natur und Volkerkunde Ostasiens. Bd 1 0. Tokyo, 1 904 6.

E.A. Торчинов

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое канон буддийский великий
Значение слова канон буддийский великий
Что означает канон буддийский великий
Толкование слова канон буддийский великий
Определение термина канон буддийский великий
kanon buddiyskiy velikiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины