Китайская философия. Энциклопедический словарь - канон тайных знаков
Канон тайных знаков
ИНЬ ФУ ЦЗИН "Канон (кн.) тайных (сокрытых) знаков"Один из осн. даос, канонич. текстов. Считался в средневек. даосизме не менее авторитетным, чем "Дао дэ цзин". "И.ф.ц." оказал также влияние на формирование нсоконфуцианства. Один из его основоположников, Чжу Си (12 в.), не только высоко оценил "И.ф.ц.", но и прокомментировал его. По традиции авторство приписывается мифич. императору Хуан-ди ("Желтый император"), "основателю" кит. цивилизации. Автором заключит, части трактата и первым его комментатором считается легендарный полководец и мудрец Цзян Тайгун (12 в. до н.э.). Первое упоминание об "И.ф.ц." содержится в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 1 вв. до н.э.). Согласно ему, изучение "И.ф.ц." позволило древнему дипломату Су Циню обрести высшую гос. мудрость. Совр. текст якобы был найден в горной пещере даосом Ли Цюанем (8 в.), написавшим коммент. к нему. Не исключено, что Ли Цюань и является его автором.Осн. содержание этого небольшого (ок. 400 иероглифов) текста, разделенного на три части, посвящено учению о единстве мира, в к-ром все сущее взаимосвязано и каждая вещь существует за счет всего целого, как бы "обкрадывая" его. Так, "пять элементов" (у син (1)) называются в тексте "пятью ворами" (у цзэй).
Мудрец, постигая взаимозависимость всего сущего и используя ее в своих целях, обретает совершенство и бессмертие. Данная установка позволяет рассматривать "И.ф.ц." как трактат по методологии алхимии (см. Сянь сюэ) и др. видов даос, религ. практики. Нек-рые фрагменты "И.ф.ц." содержат военную лексику, что делает его внешне похожим на соч.
по стратегии, однако эта терминология. применена для обоснования и описания даос, практики. В собр. даос, текстов "Дао цзан" помимо самого "И.ф.ц." содержится ок. 20 коммент. к нему, большая часть к-рых относится к пер. правления дин. Сун (960 1279).**Маракуев А.В. Инь-фу-цзинстраничка истории кит. философии // Ученые записки Томского педагогич.
ин-та. Т. 3. Томск, 1946; Торчинов Е.Л. Даос, философия в памятниках религ. даосизма (на материале "Иньфу цзина" и "Глав о прозрении истины" Чжан Бодуаня) // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1985.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.