Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - школа инь ян

 

Школа инь ян

ИНЬЯН ЦЗЯ "Школа, (исходящая из категорий) инь ян"Одна из шести осн. филос. школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня ("Ши цзи", 2 в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологич. и оккультно-нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) проблематике. Время возникновения И.ц. и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-вост. приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в "Ши цзи", "Чжоу и", "Люй-ши чунь цю" и нек-рых др. памятниках. Центр, концепции И.ц.универсального дуализма сил инь ян и циклич. взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син (1)),легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц. духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. 1-го тыс. до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификац. схемы двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях "небесной" (астрономо-астрологич.) и "земной" (мантико-хозяйств.). Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э., обретя филос. статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единств, известного ныне крупного представителя И.ц.Цзоу Яня (4 3 вв. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на историч. процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ).

Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), к-рый интегрировал идеи И.ц. в конфуцианство, развив и систематизировав т.о. его онтолого-космологич. и методологич. базис. В дальнейшем натурфилос. компонент И.ц. нашел продолжение в конф. "школе текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный в связанной с даосизмом практич. деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.*Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963. P. 244 50; **Быков Ф.С. Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 71 75, 162 69; Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян // Его же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Чжао Цзибинь. Инь ян у син сю эпай дэ дайбяо Цзоу Янь (Цзоу Янь представитель школы инь ян и "пяти элементов") // Чжунго чжэсюэ ши янь-цзю. 1985. №2; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princ. Vol. 1. 1952. P. 159 69. Vol. 2. 1953. P. 7 16; Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. Camb., 1956. P. 232 78.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое школа инь ян
Значение слова школа инь ян
Что означает школа инь ян
Толкование слова школа инь ян
Определение термина школа инь ян
shkola in yan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины