Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - школа только сознания

 

Школа только сознания

ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. "Школа Только сознания".Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 6 вв. в рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху "Дасабхумика шастра" ("(Ши) ди лунь""Трактат о ступенях (учителей йогачары)") и Асанги "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь""Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. школа Шэлунь была реформирована Куйцзи учеником знаменитого буд. паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. инд. философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич. основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана (свойств дхарм)").Мыслители В.ш. разработали филос.

концепцию, осн. исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. виджнянаваде резко усилилась идеалистич. тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит. ши (4)). В.ш. выделяет "восемь (видов) сознания" (см.

Ба ши), восьмой из к-рых алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши "сознание-сокровищница", "абс. сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа (1), п. 2, См. также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. эмпирич. личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)кармич.

(см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш."очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений".

Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. сознания" в собственной "чистой" (цин (1)) и "спокойной" (цзин (2)) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см. Непань). В.ш. доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.*РозенбергО.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31; Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.E.A. Торчинов

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое школа только сознания
Значение слова школа только сознания
Что означает школа только сознания
Толкование слова школа только сознания
Определение термина школа только сознания
shkola tolko soznaniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины