Энциклопедия эпистемологии и философии науки - диалектики и механисты
Диалектики и механисты
«Диалектики», представленные, в основном, философами (A.M. Деборин, Н. А. Карев, И.К. Луппол, СЮ. Семковский, Я.Э. Стэн и др.), настаивали на признании диалектики единственной всеобщей и универсальной методологией, обладающей приоритетом перед методами конкретных наук и в известном смысле воплощающейся в последних. «Механисты», представленные философами и физиками (философы — И.И. Скворцов-Степанов, Л.И. Аксельрод (Ортодокс) и др.; физики или философы с физическим образованием — Н.П. Кастерин, А.А. Максимов, В.Ф. Миткевич, И.Е. Орлов, А.К. Тимирязев, З.А. Цейтлин и др.), утверждали, что подлинно материалистическое понимание природы должно основываться на признании механического перемещения вещества, а марксистская философия должна строиться на естественнонаучном, главным образом физическом, фундаменте. «Механисты» настаивали на необходимости в процессе познания представить в наглядной форме тонкие механизмы процессов и явлений, что, напр., в случае квантовой теории было зачастую в принципе невозможно. Они обвиняли «диалектиков» в «абстрактном гегельянстве».
По существу, позиция «механистов» сформировалась еще до 1917 и была основана на представлениях классической физики. Дискуссия поначалу носила как бы внутринаучный характер, но в условиях интенсивной идеологизации науки начала приобретать все более выраженную политическую окраску. Когда к «механистам» был причислен Н.И. Бухарин, политическая составляющая дискуссии стала доминирующей. В апреле 1929 г. совещании марксистско-ленинских научных учреждений «механицизм» был обвинен в ревизионизме и позитивизме, многие его сторонники были репрессированы.
Однако уже в январе 1931 в постановлении ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"», в редколлегию которого входили ведущие «диалектики» (и «механисты»), прозвучало обвинение, что журнал не смог воплотить в жизнь идеи В.И. Ленина, высказанные в его статье «О значении воинствующего материализма», считавшейся своего рода философским завещанием. «Диалектики» были объявлены «меньшевиствующими идеалистами», контрреволюционерами и троцкистами. Волна репрессий прокатилась уже по этой группе, хотя их лидер A.M. Деборин сохранял высокие посты в Академии наук и не подвергался репрессиям.
Косвенно дискуссия «диалектиков» и «механистов» дала импульс для кампании против представителей так называемого «физического идеализма», к которому были причислены, в основном, физики из Академии наук СССР, занимавшиеся проблемами квантовой и релятивистской механики.
В.А. Бажанов
Лит.: Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Философия и физика в СССР. М., 1989; Яхот И. Подавление философии в СССР. 20—30-е годы // Вопросы философии. 1991. № 9. С. 44—68; № 1 0. С. 72—138; №11. С. 72—115; Сонин А.С. «Физический идеализм»: История одной идеологической кампании. М., 1994.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009