Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - дух позитивной философии

 

Дух позитивной философии

«ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» — работа О. Конта, основоположника классического («первого») позитивизма. Впервые опубликована в Париже в 1844 (рус. пер.: Спб, 1910). Ее содержание и характер были определены тем, что Конт, противопоставляя свою позицию философской традиции и отвергая «метафизику» как ложное или бессмысленное учение, поставил задачу заменить ее изложением общих, наиболее важных результатов «позитивных» наук в виде удобной, упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей совокупности сведений из всех сфер науки, по образцу «Энциклопедии» Дидро и Д' Аламбера. Этой цели он посвятил большую часть жизни. Итогом стали шесть томов «К у р с а позитивной философии» (1830—1842).

Согласно Конту, совокупность научного знания должна быть представлена в виде системы, причем в таком порядке, который был бы максимально удобен для человека, решившего заняться наукой и освоить ее главное содержание. Оптимальный путь к этому — выстроить эту систему таким образом, чтобы предшествующие сведения служили логической предпосылкой и основой для понимания последующих. Поскольку, по мнению Конта, и само человечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось по такому же пути, то логическая последовательность представления всего корпуса знаний должна быть такой же, как историческое развитие науки. Впрочем, следуя этому принципу организации изложения научных достижений, полагал Конт, необходимо учитывать и другой аспект — ведь каждая наука включает в себя «абстрактную» и «конкретную» части (хотя это членение и не образует последовательного ряда). При этом идеал строения каждой науки — возможность представить все единичные факты, которые входят в ее предмет, как частные случаи, которые можно было бы вывести из «общего факта», используя правила логической дедукции. Таким «общим фактом» Конт считал любой научный закон.

Кроме этих принципов, которые «отвечают природному единству» самого мира, организация системы знания должна также выражать и единство общей цели человечества и потому должна быть построена под утлом зрения иерархии ценности различных ее областей. Однако эту цель только еще предстоит осознать и ясно сформулировать.

Задача любой науки — «видеть, чтобы предвидеть». Просто накапливая факты, решить ее нельзя — нужно сформулировать («открыть») законы, которые «вытекают» из фактов. Ничего, кроме этих двух компонентов, в составе «позитивной» науке быть не должно. Поэтому ее содержание предстоит очистить как от «мистицизма», так и от эмпиризма, которые одинаково бесплодны.

Роль ведущей идеи, «наиболее общего факта» в составе всего положительного знания, у Конга играет закон трехстадийного развития духа. Согласно ему, и человечество, и каждая наука, и отдельный человек в своем интеллектуальном и общекультурном развитии последовательно проходят три стадии: «теологическую, или фиктивную», «метафизическую, или абстрактную», и «позитивную, или реальную». Для первой характерны попытки решать трудные и даже в принципе неразрешимые вопросы (т.е. вопросы о первооснове мира, о судьбах людей и первопричинах событий), стремление к абсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи и события по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта стадия сама разделяется на стадии фетишизма (суть которого — в приписывании внешним телам неких «сил», гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь «теологический дух» освобождается от связи с телесными субстанциями, выступает как творящее начало, но вместе с тем распадается на множество родовых «сущностей»), и монотеизма (здесь, в мистической форме, оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником и гарантом всех этих мировых связей признается Бог).

Дойдя до этого уровня, человеческий дух открывает возможность перейти к следующей, метафизической стадии. Место Бога занимает множество «сущностей», о которых рассуждает философия («метафизика»), сменив теологию. Философия, по Конту, по сути своей — только упрощенная и постепенно обесцениваемая теология.

На третьей стадии происходит критическое преодоление метафизики. Разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, а в качестве единственной реальной цели науки рассматривает рациональное предвидение. Метафизику сменяет позитивная наука. Важнейшая характеристика последней — это утверждени «имманентности» бытия; поэтому она ограничивается только описанием «действительных фактов» и упорядочением состава этого, «позитивного», знания и отказывается от постижения «трансцендентного», расположенного за пределами фактов, доступных сознанию, поскольку они ему «даны», т.е. непосредственно существуют как «поток явлений».

Каждой из этих трех стадий соответствует специфическая форма социальной организации. Фетишизму отвечает примитивная организация общества, формы которого по существу исчерпываются семьей, и являющейся ячейкой сообщества людей. Эта стадия длится примерно до 1300. На теологической стадии образуется «жреческий класс», которому сначала подчиняются племенные вожди (в этом суть «теократии»); потом светская и духовная власти сливаются. Эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики (ее моменты «Реформация, Просвещение, Революция») возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует «промышленное общество», когда важными компонентами государственной организации становятся искусство и наука. Мало-помалу растет «духовный авторитет» науки и искусства. Следствием этого процесса является развитие образования и повышение социального авторитета прессы. В конечном итоге, во главе общества должны будут стать философы (в том смысле, как эту профессию понимает Конт — т.е. не «метафизики», а энциклопедически образованные ученые). Они призваны играть роль «позитивных священников».

Универсальным обобщением научной практики, с гласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть только устойчивые отношения в мире явлений). Этот вывод не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильное изменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к «неподвижной звездной сфере» и упорный поиск законов, т.е. устойчивых регулярностей в последовательностях явлений.

В состав «позитивной действительности», которая является предметом научного познания, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивных наук (причем «базисных»!) относится социология. Ее предмет — «конкретные факты» социальной организации и человеческого поведения, включая сведения о «душе» (не в смысле какой-то самостоятельной «субстанции», а как связи психических явлений, относительных к нашему телесному поведению и социальному положению).

Таковы базовые принципы «позитивной философии» как ее трактовал основоположник позитивизма.

А.Ф. Зато

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дух позитивной философии
Значение слова дух позитивной философии
Что означает дух позитивной философии
Толкование слова дух позитивной философии
Определение термина дух позитивной философии
duh pozitivnoy filosofii это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):