Энциклопедия эпистемологии и философии науки - элементарные формы религиозной жизни
Элементарные формы религиозной жизни
Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к методологии естественных наук, в частности к биологии, где на основе непосредственного, эмпирического наблюдения за одноклеточными организмами формируется абстрактное представление и возникает категория живого как такового. Дюркгейм исходит из того, что для поисков конкретных форм абстрактной ментальности требуется анализировать однородную среду. Современность же, по его мнению, такой возможности не предоставляет в силу ее чрезвычайной комплексности, препятствующей выявлению в ней чего-то фундаментально-общего. Возвращение в прошлое как раз и облегчает такого рода редукцию. Применительно к обществу это означает, что для экспликации абстрактного-общего следует искать исторические формы коллективного-общего, которое как нечто коллективно-однородное как раз и обнаруживается в примитивных обществах, где развитие индивидуальности незначительно и ареалы групп малы. Поскольку члены родового коллективаосуществляютсходную деятельность в сходных же обстоятельствах, конформизм поведения переходит в конформизм мышления.
Этот конформизм Дюркгейм обозначает понятием «коллективных репрезентаций», являющих собой результат кооперации членов коллектива во времени и пространстве, результат «комбинации и объединения их идей». Лишь такая коллективность идей объясняет тот факт, что разум получил возможность выйти за пределы эмпирического знания. Коллективность общей жизни ведет к тому, что в разуме индивида локализуется «социальное существо», общество, понимаемое Дюркгеймом как набор эпистемологических понятий, которыми оперируют члены коллектива, — пространство, время, причинность и др.
Человек, одновременно как индивид и участник коллектива, оказывается двойственным, и эта двойственность коррелятивна двум родам знания. Первое — эмпирическое и индивидуальное — связано с единственно возможной точкой зрения из единственно возможной пространственно-временной позиции. Второе — следствие надындивидуальных возможностей восприятия, учета не только своей собственной точки зрения и позиции, но и позиций, занимаемых др. членами коллектива. Именно такой учет обуславливает способность не только воспринимать, но и мыслить категориально, т.е. производить обобщения, выражать свой опыт в словах (ведь каждое слово словно автоматически запускает генерализацию; так, дерево как слово или понятие превращается в переменную, пробегающую много различных перцептивных объектов, воспринимаемых уже с гипотетической позиции Другого, что словно дополняет конкретное индивидуальное восприятие). Так, коллективность восприятия превращает презентацию того или иного индивидуального объекта в сознании в его репрезентацию.
Возникающие категории, особенно причины, пространства и времени, как средства организации восприятия, словно раздробили качественно определенную неоднородность мира на количественно определяемые и воспроизводимые дистанции и моменты. Но категории, как инструменты коллективной ориентации рода, до поры до времени (до появления религии) оставались вне поля зрения коллектива. Анализируя самые разные религиозные верования, Дюркгейм обнаруживает в них общую черту, которая только и делает возможным появление категорий в указанном смысле: они предполагают классификацию явлений, идей, событий благодаря разграничению священного и повседневного.
Лишь появление религии как своего рода первой эпистемологии делает возможным размышление над самими категориями, над причинами всего существующего, в качестве которых выступают те или иные сакральные силы, боги и духи; над пространством как над границей между родовым обществом и природой, которые символизируются и тематизируются в тотемистических верованиях; над религиозно осмысляемым временем как над границей между прошлым героев и предков и будущей загробной жизнью души.
А.Ю. Антоновский
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009