Энциклопедия эпистемологии и философии науки - энциклопедия философских наук
Энциклопедия философских наук
«Э. ф. н.» представляет собой наиболее систематичное изложение гегелевской философии, обосновывающее тезис: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975. С. 89). Исходя из представления о философии как «возвращающегося к себе круга, не имеющего начала в том смысле, в каком имеют начало другие науки», Гегель определяет логику как «науку об идее в себе и для себя», философию природы — как «науку об идее в ее инобытии», а философию духа — как «идею, возвращающуюся в самое себя из своего инобытия» (Там же. С. 103).
В «Науке логике», «науке о чистой идее, т.е. об идее в абстрактной стихии мышления» (Там же. С. 107), Гегель для очерчивания своей философской позиции характеризует три «отношения мысли к объективности»: метафизику, эмпиризм и непосредственное знание. Тем самым Гегель противопоставляет себя и традиционной, «догматической», в кантовском смысле, метафизике, и классическому эмпиризму, критикующему рационализм, и критической философии И. Канта, рассматриваемой им в рамках «эмпиризма».
Объясняя свой метод, Гегель выделяет три ступени «логического»: «абстрактную или рассудочную», жестко фиксирующую и абсолютно разделяющую противоположные понятия; «диалектическую, или отрицательно-разумную», разрушающую разделенность и показывающую переход понятий в свою противоположность; а также «спекулятивную, или положительно-разумную» ступень, объединяющую противоположности в единстве (Там же. С. 201). Высшей Гегель считает именно спекулятивную, а не диалектическую ступень.
Логику Гегель трактует как науку о саморазвитии понятия, содержащую учение о мысли в ее «непосредственности», в ее «рефлексии и опосредствовании» и в ее «возвращении в самое себя» (Там же. С. 213). В соответствии с этим «Наука логики» распадается на учения о бытии, сущности и понятии. В учении о бытии Гегель показывает движение понятий от чистого бытия, ничто и становления до качества, количества и меры. В учении о сущности, повествующем о рефлексии в себе, явлении и действительности, гегелевская система дополняется новыми категориями. В завершающем «Науку логики» учении о понятии, в котором Гегель подчеркивает, что излагаемая им «точка зрения понятия есть вообще точка зрения абсолютного идеализма» (Там же. С. 341), выделяются разделы о субъективном понятии (понятие как таковое, суждение и умозаключение), об объективности (механизм, химизм и телеологизм) и об идее (жизнь, познание и абсолютная идея как «единство субъективной и объективной идеи») (Там же. С. 419). Предпринятое Гегелем содержательное выведение категорий существенно отличалось от дедукции категорий, предложенной Кантом в «Критике чистого разума», и дало импульс попыткам создания так называемой диалектической логики.
В «Философии природы» Гегель утверждает, что «природа есть идея в форме инобытия» (Там же. Т. 2. М., 1975. С. 25). Им различается ряд ступеней, в которых идея все больше возвышается над материальными формами: неорганическая (механика, физика) и органическая природа. По своему содержанию «Философия природы» Гегеля перекликалась с натурфилософией Ф. Шеллинга, с которой Гегель вступил в полемику, обвинив ее в «надувательствах» (Там же. С. 8) и дискредитации самой идеи подобной науки.
В «Философии духа» идея возвращается в самое себя из природы как своего «инобытия»: «Дух обнаруживается в ней как Идея, достигшая своего для-себя-бытия» (Тамже. Т. 3. М., 1977. С. 15). «Философия духа» распадается на разделы о субъективном, объективном и абсолютном духе как о «духе в его абсолютной истине». В разделе о субъективном духе Гегель переосмысливает «Феноменологию духа», которая теперь выступает в качестве учения о «духе для себя» подразделением субъективного духа наряду с антропологией («душа», «дух в себе») и психологией («дух как таковой»), В разделе об объективном духе Гегель рассматривает абстрактное право, мораль как совокупность предписаний, а также нравственность как существующие способы поведения в общине, упорядоченной моральным и правовым образом. Если в «Феноменологии духа» высшей формой оказывалось абсолютное знание, то в «Э. ф. н.» в качестве таковой выступает абсолютный дух с тремя ступенями: искусством, религией и философией. Абсолютный дух есть знание абсолютной идеи; в абсолютном духе абсолютная идея знает себя как целое, проявляемое в субъективном и объективном духе, в искусстве, религии и философии.
А.Н. Круглое
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009