Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - красота как методологический принцип познания

 

Красота как методологический принцип познания

КРАСОТА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОЗНАНИЯ. — Важным условием распознавания истины служит красота, поэтому эпистемология имеет эстетическое измерение. Одним из критериев красоты служит соотношение хаоса и порядка. Объект, лишенный внутренней организации, не признается красивым, как и чрезмерно жесткая, навсегда заданная организация. Эстетическое наслаждение доставляет открытие закономерности, скрытой в кажущемся хаосе. Подобное понимание восходит к эстетике первых натурфилософов, где под прекрасным понималась противостоящая хаосу вселенская гармония. Слово «Космос» образовано от глагола «кос,Ц£со» — «украшаю» — и означает одновременно «мироздание, мир, украшение, наряд, красота, порядок, гармония» (от того же корня образовано слово «косметика»).

Близкое понимание красоты восходит к пифагорейцам, которые впервые разработали математический подход к красоте, выдвинув идею гармонии и числа как основополагающих элементов мироздания. Красота трактовалась как мера гармоничности, истинности, созвучности Космосу. Гармония в музыке была представлена пифагорейцами как звуковое выражение мировой гармонии, что отражено в принципе «гармонии сфер», построенной на соотношении интервалов тонов октавы. По Аристотелю, красота заключается в величине и порядке, и ее условием является пропорциональность. В. Гейзенберг также утверждал, что действующие в искусстве правила хотя и не могут быть удовлетворительно представлены с помощью математических понятий и уравнений, но они родственны основным элементам математики: равенство и неравенство, повторение и симметрия; определенные групповые структуры играют в искусстве, так же как и в математике, фундаментальную роль.

Эстетическое чувство, возникшее в процессе антропогенеза в интересах творческой деятельности человека, в известной степени определяет и ход научного исследования. Математик Ж. Адамар утверждал, что среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и, таким образом, даст им возможность стать осознанными... Кто лишен эстетического чувства, никогда не станет настоящим изобретателем.

Красота в науке возникает при сочетании трех условий: объективной правильности решения, его неожиданности и экономичности. Красота с точки зрения эпистемологии предполагает экономию сил и обнаружение кратчайшего пути к цели. Красивое в научном исследовании предполагает сведение сложного к простому без потери содержания. По мнению В. Гейзенберга, такое сведение достигается в процессе научной деятельности открытием общего принципа, облегчающего понимание явлений и воспринимающегося как проявление красоты. М. Гелл-Манн в речи по поводу присуждения ему Нобелевской премии произнес: «Почему мы так часто в физике используем простые аналогии? Потому, что весь мир красив и прост в единой гармонии природы».

Красота в научном познании предполагает отклонение от нормы, сюрприз, открытие, радостную неожиданность, но привлекает только умеренная новизна. Сочетание привычного, традиционного с элементами новизны является обязательным условием эстетической оценки. Согласно «теории эстетической ценности» американского математика Д. Биркгофа, произведение искусства приятно и интересно при условии, что оно не слишком правильно и предсказуемо, но в то же время не таит в себе слишком много сюрпризов.

Выдающиеся физики и математики 20 в. часто высказывают мнение о действии принципа красоты в науке, так как ученый, как и художник, стремится к гармонии, красоте и порядку.

В.И. Полозова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое красота как методологический принцип познания
Значение слова красота как методологический принцип познания
Что означает красота как методологический принцип познания
Толкование слова красота как методологический принцип познания
Определение термина красота как методологический принцип познания
krasota kak metodologicheskiy princip poznaniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):