Энциклопедия эпистемологии и философии науки - метафизическое ядро теории
Метафизическое ядро теории
Само ядро, с этой точки зрения, является сложным образованием, состоящим из элементов различной природы. В него входят собственно метафизические допущения (чаще всего в виде скрытых оснований), задающие общий взгляд на основные характеристики мирового устройства, а также методологические принципы, определяющие характер и направленность исследовательского поиска (нормативная функция ядра) и описание эмпирических данных. Характеризуя эти составляющие как «внутреннюю историю» теории, Лакатос настаивает на том, что именно она имеет преимущественное значение для сохранения или отбрасывания конкретного варианта исследовательской программы по сравнению с совокупностью эмпирических влияний, определяемых как ее «внешняя история». Поскольку методологические соображения ученого сами так или иначе испытывают воздействие определенных представлений об особенностях мирового устройства, постольку метафизические утверждения оказываются при таком подходе существенной частью любой реально действующей исследовательской программы. Такие представители постпозитивистской философии науки, как Т. Кун и Дж. Агасси, также считали метафизические утверждения важным элементом теоретического сознания. В частности, Агасси видел в них прообраз теории, «незрелую» идею о способе решения возникшей проблемы, получающей впоследствии конкретизацию в соответствующих научных моделях. Он объяснял устойчивость теорий именно вхождением в их ядро совокупности метафизических представлений, поскольку последние труднее фальсифицируются и потому дольше сопротивляются возникающим контраргументам.
С.С. Гусев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009