Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки

 

Надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки

«НАДЕЖДА ПАНДОРЫ: ОЧЕРКИ ПО ПОВОДУ РЕАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ НАУКИ» («Pandora's Hope: Essays on the Reality of Science Studies») — книга Б. Латура, изданная в 1999 в США и переведенная на многие языки. По словам автора, она стала «философским ответом на «научные войны» — острые дискуссии между учеными и социологами науки по поводу научного реализма. Эта работа продолжает и развивает аргументацию, изложенную в двух его более ранних книгах: «Наука в действии» (1987) и «Мы никогда не были современными» (1993). Латур отклоняет обвинения в «социальном конструктивизме» и защищает «новый тип реализма», возникающий в социологических исследованиях науки. «Н. П....» может быть рассмотрена как определенный итог социологических исследований науки и набросок их теоретических перспектив.

Латур противопоставляет исследования науки (science studies) утверждениям «объективизма» о том, что наука открывает объективную реальность «внешнего мира», а также релятивистам, которые считают научные «факты» социально обеспеченными иллюзиями. Он предпочитает средний путь, отвергая две равно ущербные философские позиции — наивный реализм, исключающий культуру из природы, и критицизм, вытягивающий природу из субъекта или общества. Его проект — «реалистический реализм», или «радикальный реализм», — основывается на исходной взаимозависимости материальной и концептуальной сфер и может быть выражен следующим парадоксальным, с точки зрения субъект-объектной парадигмы, утверждением: «Чем больше конструкции, тем больше реальности, чем больше искусственного, тем больше естественного».

Попытки перекинуть мост от сознания к миру, которые предпринимались на протяжении всей истории новоевропейской философии, напоминают, по мнению Латура, попытки установить соответствие между лампой и выключателем, предварительно перерезав провод. Устранение дуалистического разрыва бытия на «природу» и «д у х» (именно устранение, а не «преодоление», поскольку разрыв принципиально непреодолим) имеет место тогда, когда исследователи науки отказываются от бесплодных поисков эпистемологической нормативности и обращаются к анализу тех практических способов и приемов, посредством которых события материального мира становятся научными утверждениями. Ситуативные исследования социологов и этнометодологов не проблематизируют отношение мира к языку, а принимают данное отношение как исходное и само собой разумеющееся, заполняя онтологическую брешь между субъектом и объектом. Однако признание этого очевидного обстоятельства выводит их за рамки таких традиционных дистинкций, как природа культура, факт фетиш и т.п., что вызывает критику как со стороны «объективистов», так и со стороны «субъективистов», потому что ни те, ни другие не способны примирить «историю человеческого участия в создании научных фактов с участием последних в создании человеческой истории». Ни одна из традиционных философских концепций научного познания не позволяет совместить реализм и конструктивизм, хотя научная практика непрерывно их совмещает.

Используя метод включенного наблюдения, Латур вместе с учеными-почвоведами и ботаниками проходит путь от полевых исследований на границе лесов Амазонки до их конечного результата — научной статьи. Пространство между миром (тропическим лесом) и языком (текстом статьи), которое предстает в высшей степени проблематичным для эпистемолога, не выглядит таковым ни для ученого, ни для социолога. Оно заполнено множеством промежуточных шагов, в каждом из которых наличествует общий оператор, обеспечивающий перевод «материи» в «форму» и обратно (напр., педокомпаратор — коробка с ячейками для забора образцов грунта, где реально смешаны научные концепции, технологии и объекты). Термин «круговая референция» указывает на обратимость движения в двух направлениях: от локальности, уникальности, материальности, множественности и непрерывности к универсальности, счисляемости, дискретности, определенности — и наоборот. Научная практика идет не от мира к языку: она пересекает гетерогенные сущности, связывая их в единую цепь событий. Непрерывность цепи является условием обращения референции. Тропический лес, таким образом, претерпевая ряд материально-семиотических трансформаций, переводится на научный язык и встраивается в сеть ученых, институтов и дисциплин. Это типичный пример теории «актор—сеть» (ANT).

Смещение акцента с онтологической периферии («субъекты» и «объекты») на события-гибриды влечет за собой перераспределение ролей между «содержанием» и «контекстом», а также между естественной и искусственной компонентами науки. Исследования науки не избежали бы ловушки «субъект объектной» модели, если бы вслед за социальным конструктивизмом и экстернализмом попытались выработать социокультурное объяснение принципов, процедур и результатов познания. Но Латур видит специфику их подхода в том, что они начинают с научной практики, а не с априорных различений (таких как «природа» и «культура»). Следуя за круговой референцией, они обнаруживают a posteriori конфигурации действующих лиц (акторов), образующих коллективное тело науки. Такие конфигурации всегда непредсказуемы, поскольку превышают свои условия. Латур использует понятие «события», заимствованное из философии А.Н. Уайтхеда и связывающее элементы в систему отношений. Исследование механизмов перевода социальных терминов в научные, и наоборот, показывает совпадение этих механизмов с процедурой замещения одного актора др., что приводит к появлению третьего, который представляет собой не механическое соединение двух предыдущих, и не ущемление одного в пользу др., а качественно новую (гетерогенную) сущность. Такого рода сущности-события, будучи относительно устойчивыми совокупностями множества акторов, выступают как квази-научные, квази-социальные или квази-природные гибриды. Напр., невозможно отделить логику развития физики элементарных частиц от политических процессов и военно-промышленных задач 20 в., в то время как социально-политические процессы не могут быть поняты, если оставить в стороне открытия радия или урана.

События-гибриды заполняют промежуток между «фактами» и «фетишами», который не может быть заполнен в субъект-объектной модели. Территорию науки населяют «фактиши» — существа, равно не видимые ни объективистами, ни субъективистами. Поэтому тем, кто ратует за чистоту познания, Латур противопоставляет утверждение: «Чем больше связей и отношений, тем устойчивее результат и точнее наука». Иллюстрацией данного принципа служат главы, посвященные рассмотрению экспериментов Л. Пастера, в ходе которых было открыто и, одновременно, изобретено молочнокислое брожение. Заслуга Пастера состояла в том, что он сумел создать такую экспериментальную (следовательно, искусственную) ситуацию, внутри которой объектам была предоставлена возможность действовать автономно. Именно в процессе экспериментов некоторый набор явлений превратился в новую субстанцию (фермент), что позволяет заключить: «Чем больше зависело от Пастера,от его ученых коллег, от условий и технологий эксперимента, тем более ярко выраженным, а значит независимым, становился фермент». Возникая на границах «искусственного» и «естественного», научный факт рождается в качестве уникального события и принадлежит не человеческой только, а всеобщей истории, что Латур и утверждает в характерной для него парадоксальной манере: «Ферменты существовали всегда после того, как в 1867 г. стали научным фактом».

На дне ящика Пандоры, «черного ящика» науки, всегда сохранялась надежда. Это надежда на то, что новоевропейский миф о прогрессе, о власти человека над природой, уступит место коллективной истории как процессу становления людей и вещей в отношении друг друга.

О.А. Столярова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки
Значение слова надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки
Что означает надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки
Толкование слова надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки
Определение термина надежда пандоры очерки по поводу реальности исследований науки
nadezhda pandory ocherki po povodu realnosti issledovaniy nauki это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):