Энциклопедия эпистемологии и философии науки - оправдание теории
Оправдание теории
Иной вариант О. т. (также в рамках гипотетико-де-дуктивного подхода) был предложен К. Поппером, который исходил из того, что само по себе подтверждение теории эмпирическими данными не может свидетельствовать не только о приемлемости теории, но и об ее научности и поэтому не является критерием О. т. Подтверждающие примеры успешно отыскиваются и для догматических теорий, к числу которых Поппер относил марксизм и психоанализ. Критерием научности теории он считал возможность ее фальсификации. Если теория успешно проходит критическое испытание на фальси-фицируемость, можно говорить о ее «рискованном подтверждении». Только такое «рискованное подтверждение» может рассматриваться как основание О. т.
Ранние версии фальсификационизма Поппера исходили из неправомерности какой-либо модификации теории при ее столкновении с контрпримерами (см. Контрпримеры в науке). Последующее развитие методологии науки, учитывающее реальную историческую практику науки, привело к преодолению этого неоправданного ригоризма. Была признана правомерность изменений в принципе любых элементов теории с целью преодоления противоречия между нею как целостной системой утверждений и всей целостностью имеющегося эмпирического материала (тезис Дюгема—Куайна). В связи с этим возникла необходимость в разработке достаточно четких методологических критериев приемлемости таких модификаций теорий, которые по возможности исключали бы догматические искусственные ухищрения по спасению любой теории при ее противоречии опыту. В качестве такового рассматривался, в частности, критерий «динамической простоты»: предпочтение получает та теория, которая устраняет свои противоречия с опытом при помощи более простых модификаций. Таким образом, допуская принципиальную правомерность совершенствования и развития теорий, методология науки, во-первых, преодолевает резкое противопоставление контекста оправдания и контекста открытия, характерное для интерпретации гипотетико-дедуктивной модели в духе верификационизма и радикального фальсифика-ционизма, поскольку «обратная связь» от эмпирии рассматривается как конструктивный фактор О. т. Во-вторых, процедура О. т. выходит за пределы «монотеоретической модели» сопоставления с опытом отдельной теории и предполагает сопоставление различных соревнующихся между собой теорий с точки зрения их познавательной конструктивности. Подобный подход был развит И. Лакатосом в его методологии исследовательских программ. Теории при этом рассматриваются не изолированно, а в контексте исследовательских программ — как результат реализации последних; предметом же оценки выступает не отдельная теория, а их ряд, или последовательность. Основанием для положительной оценки является «прогрессивный сдвиг проблем»: каждая новая теория в процессе реализации исследовательской программы должна обнаруживать добавочное эмпирическое содержание по сравнению с ее предшественницами, т.е. предсказывать новые, ранее не ожидаемые факты, что подтверждается в реальном опыте. Эта концепция, видимо, демонстрирует предел возможности выработки каких-либо строгих методологических критериев О. т. Критика ее как некоторой весьма сильной идеализации реальной ситуации в науке убедительно свидетельствует об относительности самой идеи О. т., сложности и многообразии факторов, обусловливающих действительное принятие теорий научными сообществами. См. Обоснование
Б.С.Швырёв
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009