Энциклопедия эпистемологии и философии науки - подобие
Подобие
Идея П. играет фундаментальную методологическую роль в человеческом мышлении с самого начала его истории. Уже в Библии говорится, что Бог сотворил человека «по образу и подобию» своему (Быт 1, 26). Платон считал П. («причастность») вещей эйдосам, т.е. низшего высшему, условием ответа на вопрос, как возникло низшее. Эта идея Платона была использована позднее при разработке христианской теологии.
От фразы Гомера «Бог, известно, всегда подобного сводит с подробным» (Одиссея. 17. 218) ведут свою родословную формулы «подобное ощущается подобным», «подобное питается подобным», «подобное испытывают от подобного» и т.д. По существу, это исторически первые формулировки принципа единства мира. Именно в острых спорах вокруг формулы «подобное... подобным» античными философами постепенно осознавался тот факт, что без признания родового (субстратного или структурного) сходства объектов невозможно понять ни их взаимный переход, ни их взаимодействие. По своему гносеологическому статусу эти формулировки сравнимы лишь с формулой «ни одна вещь не возникает из небытия, но все — из бытия» (Аристотель. Метафизика. 1062b), которая является исторически первым выражением принципа сохранения.
Г.Д. Левин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009