Энциклопедия эпистемологии и философии науки - политическая наука
Политическая наука
П. н. формируется вместе с рационализацией политики в Новое время и развитием рационализации управления в политической сфере, ростом целерациональности. Политика все более становилась искусством постановки целей и нахождением рациональных и легитимных средств их достижения. Развитие демократии, правового государства, избирательной системы, появление политических партий и движений, гражданского общества, ограничивающего своеволие государства и выражающего политическое и гражданское волеизъявление населения, проблемы войны и мира и др. способствовали усилению роли П. н. и ее относительному обособлению в системе политического знания. В отличие от философии политики, П. н. обратилась к изучению таких проблем, как политическая система, политический режим, политическая элита, политический класс, политическая стратегия и тактика. Философия политики сосредоточивается на более общих проблемах сущности власти, политической культуры, ценностей политики и пр., но вместе с тем может делать предметом своего осмысления политические теории, результаты и выводы П. н., ее методологию, поднимать проблемы П. н., носящие более конкретный характер, на абстрактный уровень. Абсолютной демаркационной границы между П. н. и философией политики не существует, и политологи — специалисты в области изучения политики — часто сочетают оба уровня анализа или используют достижения философии политики в качестве методологии специально-научного политологического исследования.
П. н. включает в себя политические теории, определяющие сущность политики, характер политических структур и политических институтов, политического поведения, демократии, международных отношений, социальной политики и управления, политической экономии, разделяя эту сферу с экономической наукой. Они играют роль теорий среднего уровня (в сравнении с генерализованными теориями философии политики) и создают возможности интерпретации данных эмпирического уровня. Среди приоритетных направлений отметим анализ политического порядка, политической модернизации и политических изменений в традиционных обществах, иногда объединяемых термином «транзитология», революций и реформ, партий, политической стабильности и политических рисков, футурологии международных отношений и внутреннего политического развития.
Постколониальное развитие, посткоммунистические трансформации не были столь успешными, чтобы на передний план могли выдвинуться задачи политической модернизации. Особенно в посткоммунистический период ее положения были упрощены и вытеснены концепцией транзитологии, которая считала излишне сложной задачу классической политической модернизации и слишком туманной задачу постмодернизации. Транзитология требует достижения только двух параметров модернизации: демократизации и маркетизации. К настоящему времени она подвергнута критике за игнорирование фактора культуры в политическом развитии и политике в целом. Новую популярность обрел изданный в 1963 классический труд американских политологов Г. Олмонда и С. Вербы по проблемам политической культуры, которые отрицают сведение демократической политической культуры к культуре участия и показывают, что даже в развитом демократическом обществе есть слои населения, которые имеют «приходскую» (опирающуюся на нерасчлененность связей между людьми и тесно спаянную с другими культурными проявлениями) и «подданническую» (выделяющую политику, по отношению к которой население может быть пассивно доброжелательным) типы политической культуры. Предметом активного обсуждения в П. н. стало также соотношение политики и морали, обсуждение, предполагающее, что политик действует в координатах добра и зла, имея задачу не столько соответствовать доброму началу, сколько находить эффективные и легитимные решения проблем, практически допускающие легитимное насилие.
Особенностью П. н. сегодня, неизменно отмечаемой в литературе, является растущий эмпиризм, потеря универсальности, плюрализм политических теорий. Это отражает общие черты процесса переходности, который наблюдается сегодня в мире, смену мегатрендов — переход от модернизации к глобализации как процессу, уменьшающему роль государства, ослабляющему Вестфальскую политическую систему национальных государств. Появление такого нелигитимного политического актора как терроризм, проблема его концептуализации и преодоления становится новой задачей П. н.
Эпистемологическая проблематика П. н. была с самого начала задана дискуссиями о ее научном статусе и затем актуализирована концепцией «знания как власти» М. Фуко.
ВТ. Федотова
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009