Энциклопедия эпистемологии и философии науки - предмет знания. об основах и пределах отвлеченного знания
Предмет знания. об основах и пределах отвлеченного знания
Сама же эта актуализация осуществляется в двух формах; соответственно существуют два основных типа знания. Сознание может, во-первых, сосредоточиться на абстрактном единстве бытия; при этом переживаемое преобразуется в противостоящий субъекту предмет, а сознание суживается до простой направленности на этот предмет. Этот способ актуализации потенциального составляет основание отвлеченного знания, которому соответствует низший слой бытия — предметная действительность. Во-вторых, переход от переживания к знанию может совершаться не через отрешение от переживания, а через его расширение до всей полноты бытия. В этом случае обладание бытием есть уже не простая направленность сознания на предмет, а «обладание в смысле слияния моего Я с предметом, приобщение моей жизни ко всеобщей жизни» (С. 370). Здесь уже имеет место другой тип знания — знание интуитивное как единство переживания и знания. С его помощью обнаруживается более глубокий слой бытия — реальность. Особенность отвлеченного знания состоит в том, что бытие воспринимается и мыслится в нем как совокупность жестко фиксированных определенностей — отдельных предметов, выражаемых в ясных, общезначимых понятиях. Такое представление бытия возможно только тогда, если в основе его лежит интуитивное восприятие целостности и единства всего сущего. Эта мысль подвергается Франком всестороннему анализу, стержнем которого является исследование логической природы определенности (С. 206—228). В работе «П. з.» внимание автора сконцентрировано на отвлеченном знании. Характерные черты и особенности интуитивного знания лишь схематично намечены, а не выявлены с достаточной полнотой. Эта задача была реализована Франком в более поздней его работе «Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии».
В.И. Кураев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009