Энциклопедия эпистемологии и философии науки - предпонимание
Предпонимание
В герменевтической философии Х. Г. Гадамера П. — результат существования в исторически определенном мире — трактуется как необходимое условие любого понимания, а не как препятствие на его пути. Дискредитация предрассудков сама является предрассудком Просвещения. Сознание, полностью очищенное от пред-мнений и пред-рассудков, ничего не сможет понять. Приступая к чтению романа, мы опираемся на наши предварительные представления о том, что такое роман, художественная литература вообще и литература определенного периода, на свои представления о данном авторе и т.д. Герменевтический круг состоит, в частности, в том, что мы проецируем наши предварительные мнения на текст (или на любой другой объект понимания), делаем их тем самым осознанными и открытыми для пересмотра. Текст понимается на основе П., а П. пересматривается в ходе понимания текста. Важно только не держаться своих предмнений догматически, а быть готовым к их пересмотру. В этом суть герменевтической открытости. Истинное П., по Гадамеру, есть результат свершения той самой традиции, которая понимается. Понимая Шекспира, мы исходим из предварительных представлений о художественном произведении, в формирование которого внес вклад и сам Шекспир.
Для основоположника феноменологической социологии А. Шюца обыденное П. социальной жизни является неискоренимой и неосознаваемой предпосылкой социологического познания. Любые данные в социологии можно получать только с опорой на него. Принимаемое на веру знание, способы интерпретации социальных явлений, которые усваиваются в процессе социализации, задают основные программы исследования социальной реальности. Социальное взаимодействие осуществляется в привычной интерсубъективной среде значений, формирующей наше П. общества. Шюц считал, что выявление обыденных схем интерпретации социальной реальности должно стать основной задачей социологии. Очевидное нужно сделать проблематичным: нужно систематически выявлять роль обыденного мышления как источника строгих суждений. Однако это не приведет нас к освобождению от него — предпосылки обыденного П. останутся опорой профессиональных трактовок социальной реальности, но будут хотя бы осознаны как такая опора.
В.И. Медведев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009