Энциклопедия эпистемологии и философии науки - трактат
Трактат
ЮМ. Шилков
Т. — тип письменной культуры, возникший как альтернатива устному рассказу и диалогу в античную текстовую эпоху и достигший зрелости в Новое время. Античность, будучи эпохой чтения и учения вслух, в основном руководствовалась платоновской критикой письменности («Федр») и поставила под сомнение диалог лишь в «Топике» Аристотеля. С переходом к «чтению про себя» (Ryle G. The Concept of Mind. Oxford, 1949. P. 27) в раннем Средневековье создаются предпосылки для введения в оборот формы Т., который первоначально существует в виде компендиума и комментария. Однако в собственном смысле Т. как аутентичная форма письменного текста принципиально отличается не только от устной речи и диалога, но также от компендиума и комментария. В Т. обмен мнениями и критика занимают подчиненное место по сравнению с выражением собственной позиции; пересказ всех известных точек зрения фрагментарен, ссылки на авторитеты выполняют служебную функцию и предназначены для обоснования авторской идеи. Поэтому Т. становится возможен лишь тогда, когда авторитет в письменном сознании завоевывает идея авторства (см. Автор). Вместе с тем форма Т., будучи унаследована наукой у философии и теологии, еще долгое время не принимается на вооружение творцами экспериментального естествознания по причине недоверия к догматическим метафизическим системам. Недаром почти сразу после распространения формы Т. возникает критика текста как специальная филологическая дисциплина. Т. характеризует дисциплинарный тип знания; крайним выражением Т. является учебник. Демонстративная систематичность — необходимый спутник Т., будь то в виде «геометрического метода» Б. Спинозы или нумерации фрагментов Л. Витгенштейна в «Логико-философском трактате». Поэтому «Опыты» М. Монтеня, «Диалоги» Г. Галилея, «Письма» Б. Паскаля или даже «Исследование о последних причинах природных вещей» Р. Бойля представляют собой отличные от Т. формы изложения, коль скоро эти авторы являются приверженцами эссеистского, экспериментального стиля (англ. «Essays» в названии произведения обычно переводится как «Опыты»). Обычные названия Т. — «Т. о началах (принципах)», «Исследования» (англ. Studies —) или просто «Начала», «Принципы» или «Основания» («Элементы» Евклида, «Математические принципы натуральной философии» И. Ньютона, «Основания теории множеств» Г. Кантора, «Principia mathematica» Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда). Тем самым подчеркивается фундаментальный характер труда и исследовательский вклад автора.
И. Т. Касавин
Лит.: Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Касавин И. Т. Типы текстовых эпох // Философия. Методология. Наука. М., 2004.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009