Энциклопедия эпистемологии и философии науки - язык мысли
Язык мысли
Фодор дистанцируется от сугубо менталистской позиции, которую он вслед за Г. Райлом называет картезианской, и в то же время отрицает возможность редукции психологических сущностей к нейрофизиологическим. Согласно Фодору, мыслящие существа представляют в уме состояние дел в реальном мире вокруг нас и производят ментальные «вычисления», составляющие процесс мышления. Некоторые дискретные элементы (кодированные символы в мозгу) соотносятся с разнообразными свойствами реального мира (в широком смысле), однако стремятся к тому, чтобы соединиться лишь с некоторым частным множеством этих свойств (в узком смысле). Широкий смысл допускает возможность индивидуальной ошибки (в частном случае корова может быть ошибочно воспринята как лошадь); узкий смысл допускает возможность некоторой совокупности свойств, позволяющей «лошади» функционировать как символу во внутрии межличностном общении. Существует асимметричная зависимость значения: можно предположить, что неправильное использование слова «лошадь» зависит от правильного использования, но правильное использование не зависит от неправильного.
В рамках языка мышления символы могут быть связаны в пропозиции (напр., «лошади — это четвероногие животные»), которые хранятся в определенном участке сознания — «ящике убеждений». В «вычислениях» эти пропозиции могут связываться с др. пропозициями, для того чтобы в итоге перейти к пропозициональным установкам (убеждениям, надеждам, страхам и т.д., что «лошадь может быть...»). Целью психологии, с точки зрения Фодора, является установление законов, связывающих эти пропозиции/пропозициональные установки, и такие законы будут верны в силу первичности, элементарности нейрофизиологических механизмов, которые реализуют эти связи. Однако их нельзя свести к этим механизмам: различные механизмы могут реализовывать похожие связи, и наоборот.
Считается, что в этой работе Фодору удалось четко сформулировать и обосновать те интуиции, которыми де-факто руководствуются психологи, не задающиеся философскими вопросами. Однако предложенная гипотеза вызвала ряд возражений (в частности, у Д. Деннета), связанных, прежде всего, с трудностями в определении отношений между элементами языка мышления и внешним миром, являющимся предметом осмысления.
М.В. Лебедев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009