Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - априори

Априори

(лат. a priori, букв. из предшествующего) философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) это познание А. и познание причины из ее действия апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина 'априорное', предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл 'вечными истинами' и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к 'Критике чистого разума', говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: '...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта'.

Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание 'складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...'.

Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знания, которые, безусловно, не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит 'чистые априорные' те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того те, которые имеют всеобщий и необходимый характер.

Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: 'все', 'вся' и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей.

Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась, таким образом, в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности пространство и время и априорные формы рассудка чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения.

Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциальности. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое априори
Значение слова априори
Что означает априори
Толкование слова априори
Определение термина априори
apriori это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины