История философии - феноменология
Феноменология
е. человеческому Dasein, для описания и понимания которого Ф. должна обратиться за помощью к герменевтике 'Бытия и времени'; 'Геттингенскую школу Ф.', первоначально ориентированную на феноменологическую онтологию (А.Райнах, Шелер), представители которой, совместно с 'Мюнхенской школой' (М.Гайгер, А.Пфендер) и под руководством Гуссерля основали в 1913 'Ежегодник по феноменологии и феноменологическому исследованию', открытый программным произведением Гуссерля 'Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии', в котором выходили уже названные произведения Шелера и Хайдеггера; Э.
Штайн, Л.Ландгребе и Э.Финка ассистентов Гуссерля; польского феноменолога эстетики Ингардена, чешского феноменолога, борца за права человека Ж.Паточку; американских социологически ориентированных феноменологов Гурвича и Шюца; русских философов Шпета и Лосева. Ситуация в Германии накануне и во время Второй мировой войны исключила Гуссерля еврея по национальности из философских дискуссий вплоть до середины 1950-х.
Первыми его читателями оказались монах-францисканец и философ Ван Бреде основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр, Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные философы находились под сильным влиянием Ф., и отдельные периоды их творчества могут быть названы феноменологическими. Интерес к Ф. сегодня охватывает не только западную и восточную Европу, но и, например, Латинскую Америку и Японию. Первый всемирный конгресс по Ф. состоялся в Испании в 1988.К наиболее интересным современным феноменологам в Германии можно отнести Вальденфельса и К.Хельда. Ф. в понимании Гуссерля это описание смысловых структур сознания и предметностей, которое осуществляется в про; цессе 'вынесения за скобки' как факта существования или бытия предмета, так и психологической деятельности направленного на него сознания.
В результате такого 'вынесения за скобки' или осуществления феноменологического 'эпохе' предметом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы. Интенциональность сознания проявляется в направленности актов сознания на предмет. Понятие интенциональности, заимствованное Гуссерлем в философии Брентано и переосмысленное в ходе 'Логических исследований. Часть 2' является одним из ключевых понятий Ф. В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с что или 'выносимого за скобки' бытия предмета, на его как или многообразие способов данности предмета. Предмет с точки зрения его как не задан, а явлен или являет себя (erscheint) в сознании. Такого рода явление Гуссерль и называет феноменом (греч. phainomenon являющее себя). Ф. тогда это наука о феноменах сознания. Ее лозунгом становится лозунг 'Назад к самим вещам!', которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию.Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен (erfiiehllt) бытием этого предмета. Наполнение интенции бытийным содержанием Г. называет истиной, а ее Переживание в суждении очевидностью. Понятия интенциональности и интенционального сознания связываются в Ф. Гуссерля первоначально с задачей обоснования знания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения.
Постепенно место этой науки занимает Ф. Таким образом, первую модель Ф. можно представить как модель науки, стремящейся поставить под вопрос привычное полагание бытия предметов и мира, обозначаемое Гуссерлем как 'естественная установка', и в ходе описания многообразия их данности в рамках 'феноменологической установки' прийти (или не прийти) к этому бытию.
Бытие предмета понимается в Ф. как идентичное в многообразии способов его данности. Понятие интенциональности является тогда условием возможности феноменологической установки. Путями же по ее достижению выступают, наряду с феноменологическим эпохэ, эйдетическая, трансцендентальная и феноменологическая редукции.Первая ведет к исследованию сущностей предметов; вторая, близкая феноменологическому эпохэ, открывает для исследователя область чистого или трансцендентального сознания, т.е. сознания феноменологической установки; третья превращает это сознание в трансцендентальную субъективность и приводит к теории трансцендентального конституирования.
Понятие интенциональности сыграло важнейшую роль в исследованиях Хайдеггера, Мерло-Понти, Сартра и Левинаса. Так, в 'Феноменологии восприятия' Мерло-Понти это понятие выступает предпосылкой преодоления традиционной для классических философии и психологии пропасти между разумом и телесностью и позволяет говорить об 'инкарнированном разуме', как исходном моменте опыта, восприятия и знания.
Работа Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятиям или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка 'теперь' настоящего времени, вокруг которой в горизонте сознания собраны только-что-бывшее и возможное будущее.
Сознание в точке 'теперь' постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное. Проблема внутреннего времени-сознания вызвала отклик в исследованиях практически всех феноменологов. Так, в 'Бытии и времени' Хайдеггер превращает гуссерлевскую временность сознания во временность человеческого существования, исходным моментом в которой является теперь не точка 'теперь', а 'забегание вперед', будущее, которое 'проектируется' Dasein из его возможности быть.В философии Левинаса временность понимается 'не как факт изолированного и одинокого субъекта, а как отношение субъекта к Другому'. Истоки такого понимания временности легко обнаружить в модели сознания-времени и временного горизонта, в рамках которых Гуссерль пытается выстроить отношение меня к Другому по аналогии с отношением актуального переживания к окружающему его временному горизонту.
В рамках сознания или в рамках его ноэматико-ноэтического (см. Ноэзис и Ноэма) единства как единства переживаний с точки зрения их содержания и свершении происходит конституирование предметности, процесс, в результате которого предмет обретает свою бытийную значимость. Понятие конституирования это еще одно важнейшее понятие Ф. Источником конституирования центров свершений актов сознания является Я. Бытие Я это единственное бытие, в наличности и значимости которого, согласно Ф., я не могу усомниться. Это бытие совершенно иного рода, нежели бытие предметное. Мотив этот выступает очевидной отсылкой к Декарту, которого Гуссерль считает своим непосредственным предшественником.Другим способом обращения к Я является понимание его как трансцендентальной субъективности, что связывает Ф. Гуссерля с философией Канта. Введение понятия 'трансцендентальной субъективности' еще раз показало специфику Ф. как обращенной не к предметам и их бытию, а к конституированию этого бытия в сознании. Обращение Гуссерля к проблеме бытия было подхвачено последующими феноменологами.
Первый проект онтологии Хайдеггера это проект Ф., которая делает самоявляющими (феноменальными) способы и модусы человеческого бытия. Сартр в 'Бытии и ничто', активно используя такие понятия Гуссерля, как феномен, интенциональность, временность, соединяет их с категориями Гегеля и фундаментальной онтологией Хайдеггера. Он жестко противопоставляет бытие-для-себя как сознание (ничто) и бытие-в-себе как феномен (бытие), которые образуют дуалистическую онтологическую реальность. Феноменологический метод Сартра призван подчеркнуть, в отличие от метода Гегеля, взаимную несводимость бытия и ничто, реальности и сознания. Подобно Гуссерлю и Хайдеггеру, он обращается к феноменологическому описанию взаимодействия реальности и сознания. Проблема Я как ядра или центра свершений сознания приводит Гуссерля к необходимости описания этого Я. Ф. приобретает черты рефлексивной философии. Гуссерль говорит об особого рода восприятии Я внутреннем восприятии. Оно, так же, как и восприятие внешних предметов, опредмечивает то, с чем имеет дело. Однако опредмечивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, т.к. оно совершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем. То, что остается в Я после его опредмечивания сознанием, Гуссерль называет 'чистым Я'. Неопредмеченное 'чистое Я' стало в Ф. последователей Гуссерля предпосылкой возможного и незавершенного бытия меня самого. Сознание-горизонт является сознанием моего осуществления, связью отсылок, уходящих в бесконечность.
Это бесконечность возможностей полагания предметов, которыми Я все же распоряжаюсь не совершенно произвольно. Последним и необходимым условием такого обращения к предметам в познании является мир. Понятие мира, первоначально в форме 'естественного понятия мира', а затем, как 'жизненный мир' является отдельной и большой темой Ф.
К этой теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире и понятие мирности мира), Мерло-Понти (бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира доксы и эпистемы, Шюц с его проектом феноменологически-социологического исследования построения и устройства социального мира. Понятие 'жизненного мира' вошло сегодня в обиход не только феноменологически ориентированной философии, но и философии коммуникативного действия, аналитической философии языка, герменевтики.
В Ф. Гуссерля это понятие тесно связано с такими понятиями, как интерсубъективность, телесность, опыт Чуждого и телеология разума. Первоначально мир выступает самым общим коррелятом сознания или самой обширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки и культуры, с другой основание всякого научного представления о мире. Мир находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определенные формы.Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в 'жизненном мире' из моего, субъективного, превращается в принадлежащее всем объективное. Ф. превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, моего в общезначимое. Размышления позднего Гуссерля о 'жизненном мире' связывают воедино все его проекты Ф.
В рамках 'жизненного мира' и его генезиса разворачивается тело самого разума, первоначально имеющего форму наукоучения. Ф., описывая двойственный характер 'жизненного мира', как основания всякого знания и горизонта всех его возможных модификаций, кладет в его основание двойственность самого сознания, которое всегда исходит из чего-то ему Чуждого и с необходимостью его полагает.В устах такого современного феноменолога, как Вальденфельс, двойственность сознания является констатацией отличий меня от Другого и предпосылкой существования многомерного и неоднородного мира, в котором выстраивание отношения к чуждому моей самости выступает предпосылкой этики. Ф. в форме Ф. этики это описание многообразных форм соотношения меня и Другого, принадлежащего и чуждого моей самости.
Такая Ф. есть одновременно и эстетика, и философия повседневной и политической жизни, в которой эти формы воплощены. (см. также ВАЛЬДЕНФЕЛЬС, ЖИЗНЕННЫЙ МИР, БРЕНТАНО, ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ, ГУССЕРЛЬ.) .