История философии - гилеморфизм
Гилеморфизм
Семантическое наложение друг на друга биоморфной и техноморфной моделей космогенеза (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ) задает трактовку оформляющего (отцовского) начала как субъекта-создателя, носителя цели (идеи, образа) будущего предмета становления, творимого им 'по образу' (образцу). Соотношение мужского и женского космических начал конфигурируется, таким образом, в европейской культуре как структурообразующее противостояние пассивной материи и активной формы, что в перспективе задает такой вектор развития западной философии, который предполагает аксиологический примат духовного (см.
ИДЕАЛИЗМ), в отличие от характерного для древневосточной культуры космического синтетизма энергетического взаимопроникновения оплодотворяющей мужской силы и женской силы плодородия (см. ЯН И ИНЬ). При возможности обнаружения семантических аналогов фигуры Г. в древневосточной философии (например, раннебуддистское 'если бы... сознание не входило в материнское лоно, то откуда было бы взяться в материнском лоне имени и форме?'), тем не менее, аксиологическая приоритетность данной трактовки проблемы становления в европейской культурной традиции достаточно очевидна. Античная философия детерминирована в своем возникновении и семантике фундаментальной для европейской традиции акцентировкой субъектной составляющей в структуре базовой субъект-объектной оппозиции, в отличие от древневосточной традиции, акцентирующей объект. Если аграрная (т.е. традиционная восточная) культура мыслила в этом контексте становление как спонтанный процесс изменения объекта (см. древнекитайские пословицы 'урожай не поторопишь', 'не тяни лук за перья' и т.п.), то раннее развитие и дифференциация ремесла задает в древнегреческой культуре понимание ремесленника (демиургоса) как созидающего объект посредством придания ему нужной формы в процессе трансформаций исходного материала. Пафос формирующего активизма лежит в глубинных основаниях античной культуры (вплоть до канона дорожного строительства, не допускавшего обходящих гору петель и требовавшего прорубать в горе туннель или ступеньки, сохраняя исходный вектор направления). В этом контексте форма оказывается приоритетной (как семантически, так и аксиологически) по отношению к оформляемому субстрату, выступая одновременно и как носитель предметного эйдоса, и как носитель творческого импульса становления.Возникновение, таким образом, мыслится как формирование, а формирование как оформление извне (привнесение формы). Ремесленно-демиургическое оформление вещи выступает смыслообразующий моделью становления для сократической натурфилософии и Аристотеля: конституирование объекта мыслится как внесение формы в аморфный субстрат, т.
е. как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало активной формы как структурирующей модели, носителя образа предмета (см. ЭЙДОС). В философии Аристотеля, моделирующего космогенез в категориях техноморфной версии космического процесса (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ), акцентированное выделение целевой причины (наряду с материальной, движущей и формальной) фиксирует становление предмета в качестве результата реализации цели как имманентного предмету эйдоса (см.
ТЕЛЕОЛОГИЯ). Парадигма возникновения как привнесения формы задает в античной культуре вектор трактовки демиургоса как творящего вещи из материальной первоосновы мира в акте их гештальтного структурирования, придания им посредством формы определенности и 'самости' (ср., с одной стороны, с древнекитайской моделью становления самости ('жань') в процессе взаиморезонирующего взаимодействия объектов однопорядковой общности ('лэй'), а с другой с формируемой в теизме принципиально монистической парадигмой творения демиургом мира 'из ничего' вне исходного наличного материального субстрата (см. ДЕМИУРГ), что допускает возможность феномена чуда, в то время как фундаментальная необходимость для становления материальной причины задавала античной натурфилософии вектор осмысления мирового процесса в парадигме естественного закона).Однако, если в системе отсчета объекта процесс наложения формы (эйдоса) на аморфный субстрат выступает как становление, то в системе отсчета эйдоса он может быть понят как воплощение, объективация его в материале. Данный аспект Г. представлен в философии Платона, задающей, с одной стороны, онтологическую модель, фундированную механизмом объективации идей, с другой гносеологическую модель, основанную на принципе 'припоминания' как усмотрения эйдоса за искажающей фактурностью материального воплощения.
Материя мыслится у Платона именно как лишенность формы, а идея (эйдос) не в качестве внешней, но в качестве внутренней формы как способа бытия объекта, вне которого объект утрачивает свою самость: идеальные (как в семантическом, так и в оценочном смысле этого слова) эйдосы выступают в качестве не только модельного образца предметов, но и целеполагающего импульса их становления (см. ПЛАТОН). Аналогично истинное знание трактуется Платоном как фактически распредмечивание (усмотрение 'мысленным взором' сквозь искажающую ткань вещественности) идеи, реконструкция в познающем сознании эйдоса предмета сквозь внешние, случайные, сугубо субстратные характеристики (noema как предметное содержание истинного знания см. НОЭЗИС И НОЭМА). В пифагорейско-платоновской нумерологии монада обозначала неопределенную ('чистую') сущность, форму как таковую, в то время как диада неопределенную и неоформленную субстратность.Предметный мир как воплощение обоих названных принципов бытия мыслился как обладающий софийностью, т.е. преисполненностью умопостигаемого в распредмечивании смысла (см. СОФИЯ). В рамках неоплатонизма проблема соотношения материи и формы обретает звучание именно как проблема воплощения, артикулируясь в контексте концепции эманации, задающей мировой процесс как поступательное воплощение трансцендентного Единого (Блага) в смысле наделения его плотью, отягощающей вещественностью, смешения с материей как смешения света с мраком (см.
ЭМАНАЦИЯ). Истинное познание как постижение света (Единого, Блага) необходимо предполагает реконструкцию его в сознании в качестве распредмеченного ('как можно говорить о мире, если не увидеть его идею?' у Плотина). Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие европейской философской традиции, включая классический, неклассический и современный типы философствования, задавая структурно-семантическую модель соотношения объектного и не-объектного бытия.
Под последним вариативно понималось: 1) Абсолютное бытие Бога: схоластика моделирует механизм креации как вещественного воплощения исходно наличных идеальных прообразов вещей в мысли Божьей (archetipium y Ансельма Кентерберийского, species в скотизме, visiones y Николая Кузанского и т.п.). В поздней схоластике конституируется парадигма осмысления креации как 'развертывания' (explicatio) Бога в предметный мир посредством Божественного 'самоограничения' (ср. с эйдетической и структурирующей функцией предела и формы в античной философии); обратным вектором этого процесса выступает 'свертывание' (implicatio) мира как снятие им своего предела (наличной предметной определенности ср.
с феноменом апейронизации у Анаксимандра) и возвращение в лоно Абсолюта как беспредельной полноты возможностей как потенциальных объективации (см. Николай Кузанский). Аналогичные Г. семантические фигуры обнаруживают себя и в рамках неотомизма в контексте креационной парадигмы онтологии (Г. Мей-ер, И. Гайзер и др.). 2) Безличное трансцендентное бытие: немецкой трансцендентально-критической философией (и, прежде всего, Гегелем) моделируется разворачивание семантического потенциала абсолютной идеи, презентированного в диалектике понятий, посредством объективации его в природном и историческом материале (аналогичной explicatio Абсолюта в поздней схоластике), на базе чего познание конституируется как вектор, семантически изоморфный ноэтической реконструкции в сознании понятийных структур идеи как эйдотического образца, абстрагированного от его предметного воплощения (человек, по Гегелю, 'есть прекрасная и мучительная попытка природы осознать самое себя'). 3) Субъектно-сущностное бытие: в марксизме оформляется концепция опредмечивания и распредмечивания, в рамках которой опредмечивание выступает как, с одной стороны, самореализация 'родовой сущности' человека, воплощаемой в продуктах деятельности, т.е. объективация в предметах 'второй природы' социокультурно артикулированного человеческого целеполагания и 'сущностных сил человека' (что восходит к аристотелевскому педалированию онтологизирующего потенциала целевой причины), а распредмечивание мыслится как освоение 'логики объекта' в познании и практике (что восходит к праксеологически истолкованной платоновской концепции ноэмы) (см.также ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ). В контексте современной философии парадигма Г. утрачивает свою операциональность в онтологических аппликациях; однако семантические следы ее влияния (в весьма специфической аранжировке) могут быть обнаружены в гуссерлианской 'эйдологии' (трактовка Гуссерлем species, ноэтическое 'усмотрение сущности' как предмет 'интеллектуальной интуиции' см.
НОЭЗИС И НОЭМА). В современной парадигмальной модели нелинейных динамик как в естественнонаучной (синергетика), так и в гуманитарной (постмодернизм) ее версиях осуществляется радикальный поворот от гештальтной матрицы Г., в течение многих веков фундировавшей западноевропейскую традицию, к идеям самоорганизации среды. Так, по формулировке И.
Пригожина, становление синергетической исследовательской парадигмы знаменовало собой переход от трактовки изменения как апплицируемого на 'пассивное бытие' к пониманию изменения как самоорганизации: переход 'от бытия к становлению' (И.Пригожин, И.Стенгерс). В контексте синергетической концепции самоорганизации 'материя стала рассматриваться не как инертный объект, изменяющийся в результате внешних воздействий, а, наоборот, как объект, способный к самоорганизации, проявляющий при этом как бы свою 'волю' и многосторонность'(А.
Баблоянц). С определенной долей условности аналогичный семантическим фигурам Г. гештальт может быть усмотрен и в постмодернистских стратегиях отношения к тексту: процедуры деконструкции (в моменте произвольной центрации) и означивания текста, плюрализм нарративных практик (см. НАРРАТИВ) и т.д. Однако в целом, постмодернизм связывает Г.
с традицией классической метафизики, основанной на оппозиции субстрата и формы ('компарс' в терминологии Делеза и Гваттари), противопоставляя этому комплексу номадологически понятый 'диспарс' как основанный на оппозиции материи и силы. Аналогичная тенденция выражается и в дискредитации понятия оформленности в постмодернизме (от 'стагнации форм' и 'алиби формы' у Бодрийяра до идеи децентрации у Деррида).
.