История философии - иоанн скот эриугена
Иоанн скот эриугена
(810-877/887) средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцовой школе короля И.С.Э. переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского 'О творении человека'. Был знаком с сочинениями Боэция, с 'Категориями' Аристотеля и частично с некоторыми диалогами Платона. Мистический монизм и почти пантеистическая онтология у Псевдо-Дионисия Ареопагита оказали огромное влияние на И.С.Э. Хотя И.
С.Э. не знал и не читал Плотина, та мысль о мире и о Боге у Ареопагита, с которой И.С.Э. столкнулся, была в своей основе пропитана неоплатонизмом. Это заставило его пересмотреть многие положения в ортодоксальном христианстве. В 865 он пишет свой главный трактат 'О разделении природы', где уже излагает свои мысли в духе неоплатонизма.
Философ отказывается разделить мнение ортодоксов о том, что Откровение выше разума. И.С.Э. не оспаривает идею о том, что Библия христиан инспирирована Богом и задача мудреца найти тайный смысл в св. Писании, но в любом случае, разум выше веры и авторитета св.Отцов. Если Откровения учит одному, а разум другому, то философ должен доверять больше разуму. Ибо только так у И.С.Э. божественный свет Откровения находит самого себя в человеке. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии И.С.Э. приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия.
Первый это модус первой природы: не тварной, но творящей. Природа Бога тут апофатична. Он сущность всякой вещи, Первый и Последний, здесь можно больше сказать о том, кем он не является. Вторая природа сотворенная и творящая. Это Логос, Разум Отца, который непрерывно созидает миры. Третья природа сотворенная, но не творящая. Это эмпирический мир вещей. Четвертая природа нетворящая и несотворенная. Это чистое безотносительное бытие, которое превыше человеческого ума. За свой пантеизм И.С.Э. дважды был официально осужден апостольской столицей. В 1050 папой Львом IX, а в 1225 Гонорием III. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое иоанн скот эриугена
Значение слова иоанн скот эриугена
Что означает иоанн скот эриугена
Толкование слова иоанн скот эриугена
Определение термина иоанн скот эриугена
ioann skot eriugena это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):