История философии - основной вопрос философии
Основной вопрос философии
В.Ф.' в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле 'вечных'), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле 'нерешаемых'), проблем.
В рамках марксизма 'О.В.Ф.' приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта ('две стороны 'О.В.Ф.'): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира).Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом, а также гносеологического оптимизма в функциональном планах 'О.В.Ф.' имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая в отличие от проблемы предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см.
соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе 'Краткого курса истории ВКП(б)' у И.
Сталина. (см. СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ.) В проблемной же своей постановке 'О.В.Ф.' сохраняет свое конститутивное значение: в ответ на сформулированную К.Глюксманом оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как 'недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма', Деррида возражает в том плане, что 'значение этого невозможно переоценить'. Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание 'О.В.Ф.' в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на 'игровой принцип' аргументации (Деррида) и 'игры истины' (Фуко). Так, по формулировке Фуко, 'основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем: что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?' При условии, что философия как таковая трактуется как 'форма мысли, которая... задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину' (Фуко).Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма центральным объектом аналитики становится отдельное 'событие' (Фуко), 'сингулярность' (Делез), 'интенсивность' (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, статусом 'эффекта' (Фуко): 'событие всегда производит эффект и является эффектом'.
В этом отношении 'философия события', с точки зрения Фуко, 'должна была бы двигаться в парадоксальном направлении, в направлении материализма бестелесности'. В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания 'О.В.Ф.
'. В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального 'вопроса философии' вопрос 'о настоящем'. По определению Фуко, 'вопросом философии долгое время было: 'В этом мире, где все гибнет, что есть не-преходящего? Что мы суть мы, которые должны умереть, в отношении к тому, что не проходит? Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу: 'Что происходит теперь, и что такое мы мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?'.
Вопрос философии это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами'. (см. также НОМАДОЛОГИЯ, ГЕНЕАЛОГИЯ, НАСТОЯЩЕЕ, ЭОН.) .