Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - паскаль

Паскаль

(Pascal) Блес (1623-1662) французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: 'Мысли' (1669), 'Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу' (1656, выдержали свыше 60 изданий), 'Об искусстве убеждать' (1655-1657), 'Молитва к Богу об обращении во благо болезней' (1659) и др.

Драматичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. 'Первое обращение' П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании.

Несчастный случай послужил толчком ко 'второму обращению' П.: он пережил необыкновенный опыт 'боговдохновения', под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью 'посвятил' себя Богу.

После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые 'Письма к провинциалу' (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П.

, в который и писалась задуманная, но так и не оконченная 'Антология христианской религии'. После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как 'Мысли' П. Рассмотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение к религиозной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый предвосхищая иррационалистическую традицию в философии решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения).

Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом).

Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно 'укрепить конечное между двумя бесконечностями'. Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. к отказу от 'самонадеянных исследований' в пользу 'безмолвного созерцания'.

По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., лишь тростник, слабейшее из творений природы, но 'тростник мыслящий'. Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество.

Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, 'что это такое быть человеком'. П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П.

усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развлечение, эта 'бедственная особенность' человеческого существования, коренящаяся 'в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека', отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе.

Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека 'непостижимым чудовищем'. Он оказывается парадоксом для самого себя. 'Мы жаждем истины, пишет П., а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть'. По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере.

При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную ролы он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи 'даром Божьим', вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха.

Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха здесь, как говорит П.

, завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек.

В своем стремлении определить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.

-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистенциалисты нашли в П.

своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое паскаль
Значение слова паскаль
Что означает паскаль
Толкование слова паскаль
Определение термина паскаль
paskal это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины