История философии - рефлексия
Рефлексия
Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р.
в 'трансцендентальном единстве апперцепции': 'Я мыслю'. Кант писал: 'Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия.Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания...' В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему.
Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия, не подменяя 'биения жизни', в состоянии 'подмять' последнее под себя: в ипостаси Р. философия означает 'сокращение непосредственного' и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях: 'Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного'. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний.В социологии и социальной психологии Р. не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция 'отраженного', или 'зеркального', Я), способность мысленного восприятия позиции 'другого' и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.
). В этом смысле Р. процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом 'зеркала' (т.е. сознания субъектов) могут быть и 'кривыми', т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения 'Другого' на этот предмет.
Особо значимым для неклассической философии выступает тот тезис, что Р. есть 'не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы, она также интенция, проекция 'Я'. Как если бы дерево, например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев. Как сказали бы индусы, а с ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание не лежбище, где личность обрастает мхом; оно как свет во Вселенной: его не видно, но лучи его проникают повсюду' (Мунье). (см. также САМОСОЗНАНИЕ, ДРУГОЙ.) .