История философии - сен-симон
Сен-симон
В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя 'гражданином Бономом'. В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта.
С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей Б.П.Анфантен, С.А.Базар, О.Родриг и др., образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х.
Основные сочинения: 'Письма женевского обитателя к современникам' (1802), 'Очерк науки о человеке' (1813-1816), 'Труд о всемирном тяготении' (1813-1822), 'О промышленной системе' (1821), 'Катехизис промышленников' (18231824), 'Новое христианство' (1825). С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии.
Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести 'кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах'.
Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы 'социальной физики' и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) 'теологическую' (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) 'метафизическую', основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) 'позитивную' будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями светскими учеными и 'промышленниками'.Общество будущего, по С.-С., это общественный идеал, воплощенный в 'промышленной системе', переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: 'Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...'.
Основной принцип 'промышленной системы', согласно С.-С., искоренение 'всякого паразитизма' и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса 'промышленников', охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др.
Будущее общество у С.-С. основано на: научнои планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение 'по способностям'; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством.
'Промышленная система' была дополнена концепцией 'нового христианства', имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. считал, что 'простой народ' не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с 'прогрессом наук'.
Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ('Все люди братья') должны были дополнить моральными материальные стимулы 'промышленной системы'. Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития.С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох 'органических' и 'критических'. Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам.
С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.
-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия 'гражданское общество' и 'государство', ввел термины 'индустриализация', 'индустриальное (промышленное) общество'.
Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях технои экспертократии (см. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ). .