История философии - универсалии
Универсалии
(лат. universalis общий) общие понятия. Проблема У. в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как: проблема соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и конкретного; проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом; проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная); проблема онтологического статуса идеального конструкта; проблема соотношения бытия и мышления являясь фактически первой экземплификацией их недифференцированной постановки в едином проблемном комплексе с синкретичной семантикой.
Вопрос о природе У. получил новое звучание в связи с интенцией на экспликацию содержания понятий 'число', 'функция', 'переменная', 'бесконечно малая величина' и др. в математически ориентированном естествознании (Декарт, Спиноза, Лейбниц и Ньютон). Важный импульс фокусировки внимания на этой проблеме был задан конституированием теории множеств, основанной на презумпции подхода к множеству как ко множественности, мыслимой в качестве единого (Г. Кантор формулирует принцип нетождественности эмпирической множественности вещей множеству как эмпирически неартикулируемому феномену), на основе чего оформляется логический принцип абстракции и определение через абстракцию (свою философскую концепцию, семантически эквивалентную реализму в медиевальном его понимании, Кантор называет 'платонизмом'). Данная позиция детерминирует формирование в культуре в качестве своей альтернативы такого направления логического обоснования математики, как эффективизм (Э.Борель, Р.Бэр, А.Лебег и др.), ориентированный на нормативную дифференциацию математических сущностей по критерию их онтологического статуса: и если понятия, имеющие объективное содержание ('гносеологический смысл'), имеют право на существование, то понятия, смысл которых сугубо субъективен, 'вне математики', ибо являются 'только меткой для того, чтобы узнавать и отличать промежуточный шаг' соответствующей математической операции (Э.Борель). Предложенная эффективизмом программа очищения математики от понятий субъективного характера аналогична позитивистской программе очищения естествознания от 'метафизических суждений'. Могут быть зафиксированы даже операциональные совпадения: процедура легитимации понятий в эффективизме, основанная на методе Гилберта и предполагающая в качестве своего критерия их непротиворечивость, фактически изоморфна доверификационной процедуре в позитивизме.
Вместе с тем, если понятие эффективно, т.е. имеет объективное содержание, то возможные противоречия в системе, связанные с его легитимацией, не берутся в эффективизме в расчет. Аналогичным образом проблема У. артикулируется в конструктивизме и интуиционизме как 'натуральных', т.е. ориентированных на своего рода номинализм, моделях в противовес 'платонизму' Кантора.Неклассический подход к проблеме У. закладывается в гносеологии Канта, основанной на трансцендентальной интерпретации объекта как созидаемого в познавательной процессуальности, базовыми элементами и формами которой и выступают У, артикулированные у Канта в качестве форм активности человеческого сознания вне реалистического объективизма статуса и вне номиналистической инспирированности объектом.
Такая установка формирует традицию неклассической трактовки У, фокусируя такие ее акценты, как языковой и социально-коммуникативный. Так, Куайн трактует У. как лишенные онтологически детерминированного содержания их семантическая наполненность задается исключительно контекстом: 'общие термины, например, 'человек', и может быть даже абстрактные единичные термины, такие, как 'человечество' и '7', осмыслены, по меньшей мере, поскольку они участвуют в утверждениях, которые, взятые как целое, истинны или ложны'.
Позиция Куайна по проблеме У, определяемая им как 'натурализм', фундируется принципом 'онтологической относительности': знание об объекте, описанном в языке некой теории (Т1), может быть описано лишь в языке иной теории (Т2), а о нем можно говорить лишь в языке метатеории (T3) и т.д., проблема онтологического статуса У. трансформируется, таким образом, а проблему 'взаимопереводимости языков', осложненную допущением 'стимульного значения' текста, т.
е. конкретно-ситуативного комплекса обстоятельств, внешних по отношению к тексту, но тем не менее вызывающих установку на принятие или непринятие его. В этом семантическом поле онтологическая проблема как таковая утрачивает свой исходный смысл: 'быть значит быть значением связанной переменной' (Куайн). Особый статус У. как средства демаркации объектов и объединения их в группы на основании не единства общего признака, а так называемых 'семантических свойств', формируется в теории языковых игр Витгенштейна, закладывающей основу современной трактовке языка как финальной семантически значимой онтологии (см.
также ЯЗЫК, ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ). Если в классической лингвистике понятие 'У' употреблялось для обозначения релевантных свойств языков и отношений между этими свойствами (И.Ф. Вардуль), то в современной лингвистике оно фиксирует внеязыковые онтологические структуры, стоящие за структурами грамматики (аналогичны 'внеязыковые категории' О. Есперсена и 'понятийные категории' И.И. Мещанинова), а также транслируемые культурой дискурсивные модели языкового performance ('лингвистические У.' у Хомского). В современной философии культуры понятие У. используется также в значении У. культуры, т.е. основ понимания мира и места человека в нем, имплицитно формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, и служащих своего рода мыслительным инструментарием для человека каждой конкретной эпохи, задавая в своем историческом варьировании систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. В У. культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции; У. не только играют наряду с чувственным опытом фундаментальную роль в когнитивных процедурах в качестве 'полных комплексов ощущений' (Рассел), но и выступают инструментарием чувственно артикулированных мироощущения, мировосприятия, миропредставления и миропереживания (А.Лавджой). Набор культурных У. достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. как У. объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. как У. субъектного ряда; познание, истина, деятельность и т.п. как У. субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики (Кассирер, Делез и др.). .