Философский словарь - неосхоластика
Неосхоластика
Особую роль в развитии Н. сыграл Г.Ж. Мерсье и основанный им в Лувенском ун-те Institut Superieurde Philosophic, ставший настоящей школой Н. Учение томизма изучалось в контексте истории философии и естественных наук, прежде всего биологии и психологии. Свою попытку обновления томизма Мерсье предпринял во "Всеобщей критериологии" (1899), где проблема истины решается через нахождение абсолютного критерия. Для него томизм ценен своей живой энергией и способностью к реформированию.
Примером такого реформирования может служить метафизика Н., основанная на томистской концепции совпадения в Боге сущности и существования. Бог как актуально сущий (actus essendi) творит мир в соответствии с сущностными образцами. В экзистенциальной интерпретации Э. Жильсона и Ж. Маритена каждая конкретная сущность пассивна, пока не актуализуется благодаря actus essendi. Тем самым экзистенция не достигается никаким сущим самостоятельно, творения имеют место в силу причастности к существованию Того, в ком сущность является самим существованием. Творение иерархически упорядочено: на низшей ступени находится первоматерия, на высшей ангелы.
В Н. продолжается традиция доказательств бытия Бога, но они рассматриваются скорее не как доказательства, а как пути к Богу. К традиционным доказательствам добавляется антропологическое, исходящее из "действительности мира и человека" (Й.Б. Лотц). Человек в Н. рассматривается как единство души и тела. Душа это форма тела, между ними существует сущностная связь, которая собственно и конституирует человека. Благодаря душе, наделенной умственной жизнью, познанием и духовным желанием, человек становится личностью.
К представителям Н. можно отнести Ж. Марешаля, К. Ранера, Э. Корета, Й.Б. Лотца, Й. де Фриза, М. Мюллера, Ф. Ольджати, К. Фабро.
О Przyware Е. Die Problematik der Neuscholastik // Kantstu-dium, 33 (1928); Giacon С La Seconda Scolastica. Paris, 19431950; Gilson E. Le thomisme. Paris, 1948; Raeymaeker L. de. Le Cardinal Mercier et L'Institut Superieur de Philosophie. Louvain, 1952; Coreth E. Metaphysik. Innsbruck, 1961; VriesJ. tfeGrundbe-grifie der Scholastik. Darmstadt, 1980; LotzJ.-B. Theologie und Philosophie. Berlin, 1981. C.A. Коначева