обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к кон. 1930-х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления:
психология личности (индивидуальная психология) А. Адлера и цюрихская школа аналитической психологии, наиболее известным представителем которой был К. Г. Юнг.
Сам З. Фрейд полагал, что Юнг внес в
психоанализ множество новшеств, в частности экспериментальное исследование психоаналитических понятий,
понятие "комплекс", применение в анализе мифологического и антропологического материала,
утверждение учебного анализа как важной части в подготовке психоаналитиков, использование психоаналитической теории и терапии для понимания и лечения психозов. Аналитическая психология, сохраняя связи с психоанализом, вместе с тем во многом разошлась с фрейдизмом. Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд. Это повлекло за собой переосмысление фрейдистской концепции
либидо.
Общий подход к психике Фрейда, полагал Юнг, был механистическим и автоматически причинным. Юнг был убежден, что человеческие существа живут не только по законам, основанным на физических и механических причинах. Он критиковал Фрейда за то, что тот слишком резко разграничивал "галлюцинации" и "реальность". Юнг интерпретировал психическую
реальность как то, что переживается самим индивидом. В этом контексте
бессознательное оценивалось не в качестве врага, а скорее как нечто потенциально полезное и созидательное. В частности,
сновидения переставали быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Специфически трактовал Юнг и символы. Несогласие с Фрейдом касалось также вопроса о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности, принципиально разного истолкования происхождения совести и морали. Не совпадали представления Фрейда и Юнга об эдиповом комплексе. Юнг уделял большое
внимание первичным отношениям между младенцем и матерью.
Основателями Н. стали К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преобразования. Оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, "социологизировали" психологию. Немалое воздействие на Н. оказала амер. школа культурантропологии.
В настоящее время психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на самые разные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия существует во множестве вариантов: "психологическая филос. антропология" (Л. Бинсвангер), "экзистенциальный психоанализ" (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией Г.В.Ф. Гегеля (П. Рикёр) или с феноменологическим учением Э. Гуссерля (Л. Раухала), психоаналитическая герменевтика (А. Лоренц, Ю. Хабермас), "структурный психоанализ" (К. Леви-Строс, Ж. Лакан).
Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993; Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994.
Л.С. Ершова