(санскр. Tripitaka, пали Tipitaka "Три корзины [текстов]") канонические собрания текстов школ классического буддизма, включавшие "Винаяпитаку" ("Корзину дисциплинарных правил"), "Сутра-питаку" ("Корзину наставлений") и "Абхидхарма-питаку" ("Корзину доктрин"). Эту трех-частную структуру канонических собраний текстов можно считать линией демаркации между классическим буддизмом (который принято некорректно называть хинаяной) и теми реформаторскими течениями, которые обозначали себя как махаяна и создавали др. собрания авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие тексты Т. (прежде всего диалоги "Сутра-питаки"), но не следовавшие принципам трех-частного канона. Отдельные компоненты Т. на различных инд. языках, в т.ч. на санскр. и гибридном санскр., а также среднеиндийских языках сохранились в преданиях многих влиятельных школ, напр. у махасангхи-ков, сарвастивадинов, мулясарвастивадинов, дхармагуптаков, кашьяпиев и др., но полное каноническое собрание Т., составленное на древнем среднеиндий-ском языке пали, принадлежит только "ортодоксальной" школе тхеравадинов. Тексты Т. собирались, передавались изустно, модифицировались наставниками, проповедниками и миссионерами буддийских общин в течение по крайней мере пяти веков, и потому материал палийской Т. относится к широкому континууму от времени жизни Будды (по современной датировке Г. Бехерта и его школы 5 в. до н.э.), некоторые проповеди которого, вероятно, сразу меморизировались специальными рецитаторами его общины вплоть до частичной записи их на пали в 1 в. до н.э. Однако процесс "канонизации" наследия тхеравадинов отнюдь не завершился. Тексты Т. продолжали создаваться заново, редактироваться, записываться и переписываться вплоть до 5 в. времени создания "сплошного" комментария к Т. палийской переработки сингальских комментариев коллегией экзегетов, возглавлявшихся Буддагхосой. Потому историческая аутентичность текстов Т. (которые в целом располагаются, т.о., в рамках тысячелетия) в каждом случае требует специальных изысканий. "Виная-питака" палийской Т. состоит из трех разделов: в первом излагается монашеский устав (в 227 "статьях"), во втором дисциплинарные правила "разбавляются" дидактическими преданиями, третий состоит из вопросов и ответов по дисциплинарным проблемам. "Сутта-питака" включает пять разделов "Дигханикая" ("Корпус пространных [наставлений]"), "Маджджхима-никая" ("Корпус средних наставлений"), "Самъютта-никая" ("Корпус связанных [наставлений]"), "Ангуттараникая" ("Корпус [наставлений], возрастающих на единицу") и "Кхуддака-никая" ("Корпус кратких [наставлений]). Последнее собрание текстов оформилось позднее остальных и включает самый разнообразный материал, в т.ч. "Дхаммападу" знаменитую антологию дидактических стихов, "Суттанипату" сборник проповедей Будды в стихотворной форме, "Песни монахов", "Песни монахинь", "Джатаки" (547 сказочных описаний предшествовавших рождений Будды) и ряд др. сборников. "Абхидхамма-питака" представлена семью трактатами, в которых "учительный" материал "Суттапитаки" и доктринальный материал др. происхождения систематизируется по нумерологическим группам топиков: "Дхаммасангани" ("Исчисления предметов учения"), "Вибханга" ("Классификации"), "Катха-ваттху" ("Предметы дискуссий"), "Пуггала-паннати" ("Описание индивидов"), "Дхатукатха" ("Обсуждение элементов"), "Ямака" ("Парные предметы") и "Патт-хана" ("Обусловленности").
Тексты "Сутта-питаки" основные источники наших сведений о начальном периоде индийской философии шраманской эпохе инд. культуры. К ним относятся в первую очередь "Брахмаджала-сутта" ("Наставление о сети Брахмы") "Дигха-никаи", излагающая десять мировоззренческих предметностей в 62 "позициях" анонимных филос. кружков "шраманов и брахманов" как "догматиков", так и "скептиков". В "Саманнапхала-сутте" ("Наставление о плодах подвижничества") того же собрания текстов представлены основные фрагменты, выражающие филос. кредо шести наиболее популярных учителей шраманского периода материалиста Аджита Кесакамбалы, адживиков Пурана Кассапы, Пакудха Каччаяны и знаменитого Маккхали Госалы, скептика-"скользкого угря" Санджаи Белаттхипутты и основателя джайнизма, фигурирующего под именем Нигантха Натапутты. Основные позиции "детерминистов" и "активистов", а также воззрения большинства из названных философов изложены также в "Апаннака-сутте" ("Наставление об очевидном") и в "Сандака-сутте" ("Наставления Сандаке") Маджджхима-никаи. Ряд сутт, излагающих диалоги Будды со странствующими философами-париббаджаками, документируют диалектическое искусство самого основателя буддизма как одного из философов-полемистов той эпохи. Целый ряд сутт, начиная с предположительно первой его проповеди "Дхаммапаваттанасутта" ("Наставление о колесе дхармы") свидетельствует о "положительной философии" Будды в виде учения о четырех "благородных истинах" о страдании, попытке замещения Я динамическими "группами" индивидуальной психофизической организации, схеме взаимозависимого происхождения состояний индивида. Тексты "Абхидхамма-питаки" важнейшие источники по разномыслию в рамках школ классического буддизма, а также по опытам системной аналитики понятий в классическом буддизме.
Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Язык пали. М., 1960.
В.К. Шохин