Философский словарь - вивекананда свами
Вивекананда свами
(Нарендранатх Датта 1863-1902) один из основных мыслителей, идейных лидеров и миссионеров неоиндуизма. Род. в семье процветавшего адвоката (Вишванатха Датта) в Калькутте. В 1879-1884 изучает западноевропейскую философию в колледже (впоследствии встретится с П. Дойссеном, чьи идеи глубинного единства философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Шанкары, а также "пропитанности этикой" монизма Упанишад будут ему импонировать), частично сближается с реформаторским движением в неоиндуизме "Брахма-самадж", в 1885 становится учеником знаменитого мистика и проповедника Рамакришны Парамахамсы (1836-1886) и лидером кружка его последователей, а затем принимает обет аскетизма (санньяса) и совершает паломничество по Индии (1890-1892). В 1893 принимает участие в Парламенте религий в Чикаго, проповедуя религиозным либералам "всемирную истину" веданты и завоевывая первых зап. последователей. В 1895 основывает Ведантийское общество в Нью-Йорке, в 1897 окончательно возвращается в Индию (миссионерские путешествия в Европу и Америку предпринимались еще в 1899-1900), где сразу же основывает Миссию Рамакришны (влиятельнейшая неоиндуистская организация до настоящего времени), а затем "обители" в Белуре и Альморе и выпускает ряд газет. Успех миссионерской проповеди В. был обусловлен искусной апелляцией к самым различным типам реципиентов, которым следовало усвоить, что индуизм может удовлетворить все их возможные (в т.ч. и взаимоотрицающие) духовно-душевные потребности. Учение В., обозначенное им как "Практическая веданта", мистифицирующая иллюзия совместимости самой активной мирской деятельности со стремлением к мистическому воссоединению с Единым в духе адвайта-веданты. Помимо осовременивания веданты, В.
предпринял и осовременивание йоги, три традиционных направления которой (йога познания джняна-йога, йога действия карма-йога и йога преданности бхактийога) трактуются им в применении к социально-политической доктрине (В. сделал и комментированный англ. пер. "Йога-сутр" Патанджали). Одна из основных тем проповеди В. акцентировка якобы поверхностного характера различий между религиями и единства их внутреннего ядра.
Однако, декларируя их глубинную равноистинность (что не мешало ему резко осуждать основоположения христианства), он настаивал на том, что именно веданта содержит ключ к уразумению их единства, или, по-другому, оказывается значительно "равнее" всех "одинаково равных". Апеллятивность В. (указанные "логические зияния" в его рассуждениях практически не замечали) состояла в настойчивой проповеди божественности человека, экстатического антропоцентризма, который на деле лишь с очень большими оговорками можно было привести в соответствие с панэнтеизмом веданты. Ревизией адвайта-веданты, на верность которой В. постоянно присягал, была и его трактовка Майи, которая становится у него почти положительной космической силой равно как и карма претворяется у него в "способность и силу преобразования сложившегося". Традиционный ведантийский идеал индивидуального "освобождения" (мокша) посредством особой познавательно-медитативной практики В. предложил заместить идеей "коллективного освобождения" и общества тех, кто способен достичь его при жизни (идея же грядущего "царства шудр" была явной калькой с современных ему социалистических идеалов). Влияние В. на неоиндуизм было весьма велико; его последователями не без основания считаются Б. Тилак, Р. Тагор, Ганди, Гхош, Радхакришнан.Практическая веданта. Избр. работы. М., 1993; The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1964. Vol. 1-8. Костюченко B.C. Вивекананда. М., 1977.
В.К. Шохин .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вивекананда свами
Значение слова вивекананда свами
Что означает вивекананда свами
Толкование слова вивекананда свами
Определение термина вивекананда свами
vivekananda svami это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):