Философская энциклопедия - адхарма
Адхарма
АДХАРМА (санскр. асшаппа—не-дхарма)—в индийской мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду с дхармой упоминается уже в “Чхандогья-” и “Катха-упанишаде”, В палийских текстах адхарма (адхамма)—устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели и зло, равнозначное беззаконному желанию и обеспечивающее будущее рождение в аду (Тхерагатха 304 и ел.). В специально посвященной ей “Адхамма-сутте” перечисляются 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, размышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, знание и даже “освобождение”. Прашастапада различает 3 причины адхармы: совершение предосудительных действий, несовершение предписанных, пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Но если у вайщешиков адхарма — свойство самого Атмана, то у санкхьяиков — “внутреннего инструментария” (антахкарана). Потому поведение индивида в определенном смысле предопределяется тем” какая диспозиция сознания преобладает в его менталитете—добродетельная или недобродетельная. У найяиков адхарма, как и дхар* ма,—следствие активности (правритти), причина пребывания в сансаре.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.