Философская энциклопедия - агацци
Агацци
АГАЦЦИ (Agazzi) Эвандро (род. 2 октября 1934, Бергамо, Италия)—итальянский философ и логик. Работал в Пизанском, Миланском и Генуэзском университетах; в настоящее время профессор Фрейбургского университета (Швейцария). Активно участвует в работе международных философских организаций: был генеральным секретарем (с 1978) и президентом (1988—93) Международной федерации философских обществ. Член международного редакционного совета журнала “Вопросы философии” (с 1993). Агацци—сторонник научного реализма. В развиваемой им концепции научной объективности он утверждает интерсубъективный характер научного знания и принципиальную способность каждого субъекта проверять высказывания, конструируемые другими субъектами. В рамках такого подхода исследуются процедуры образования научных объектов, при этом используются операциональные предикаты (которые определяются и измеряются с помощью эмпирических операций). Агацци исходит из концепции нелинейности научного прогресса, считая равно односторонними как модель научного прогресса логического эмпиризма, так и исторический подход к методологии науки (Т. Куна, И. Лакатоса и др.). Он отвергает радикальные варианты концепции “теоретической нагруженности” предикатов наблюдения. Значение операциональных понятий состоит из двух компонент — референци альиого и контекстуального значения, при этом только второй компонент является “теоретически нагруженным”, а первый образует “неизменное ядро” значения понятий и Дает возможность сравнения теорий. Если в процессе перехода от одной• теории к другой предикаты не изменяются, то такие теории оказываются сравнимыми (а иногда даже совместимыми). Если операциональные предикаты различны, то соответственно теории несоизмеримы, т. к. они относятся к разным объектам (и в этом случае научный прогресс состоит в накоплении не связанных между собой научных истин). В противовес попперовской концепции правдоподобности, а также концепции частичной истины Агацци полагает, что каждая истина ограничена областью объектов, к которым она относится, и только в этих пределах она является подлинной истиной.
Соч.; Inuoduzione al probletti dell'asslomatic. Milano, 1961; Subjectivity, Objectivity and Ontological Commitment in the Empirical Sciences,—Historical and Philosophical Dimensions of Logic, Methodology and Philosophy of Science. Dordrecht—Boston, 1977; Systems Theory and the Problem of Reductionism,—“Erkenntnis”, 1979, v. 12, ¹ 3; Commensurability, Incommensurability and Cumulativity in Scientific Knowledge.— “Erkenntnis”, 1985, v. 22, № 1—3; Реализм в науке и историческая природа научного познания.-“ВФ”, 1980, № 6.
В. H. Садовский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.