Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - алексеев николай николаевич

Алексеев николай николаевич

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (I мая 1879, Москва 2 марта 1964, Женева)—русский правовед, исследователь философии права. После окончания Московского университета (1906) оставлен в нем для подготовки к профессорскому званию. С 1908 — преподаватель на кафедре философии. В 1908—10 в зарубежной командировке. В 1911 выходит его книга “Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук”. С 1916 профессор юридического факультета Московского университета, В 1918 выпускает книгу “Введение в изученис права”, где обсуждает проблемы теории права.

В 1918 выезжает в Германию, в октябре 1918 возвращается в Россию—в Крым, становится профессором кафедры государственного права Таврического университета. Становится редактором газет “За единую Россию”, “Великая Россия”. Вступил в Добровольческую армию, участвовал в боях. Эвакуировался в Константинополь, затем вновь вернулся в Крым, заняв место начальника информационной части в штабе генерала Врангеля. Вновь эмигрировал в Константинополь, затем в Прагу, став секретарем юридического факультета Карпового университета (1922), преподавал в Берлине (до 1931), затем в Страсбурге (до 1940), Белграде (1940—48), Женеве (1948). Основные усилия Алексеева сосредоточены на анализе проблем истории философии права, теории государства, религиозного обоснования нравственности, права и государства. Принимал активное участие в движении евразийцев, в разработке его программных документов “Евразийство. Опыт систематического изложения” (1926) и в таких публикациях, как “Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийцев”(Париж, 1928), “На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности)” (Берлин, 1927), разработал социально-экономическую и политическую программу евразийского движения. Советский строй рассматривал как власть идеократического государства, тотально подчинившего себе всю жизнь общества. Подчеркивая важность государства для России, он пытался связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий слой специалистов в новом государстве формируется путем отбора из народа и образует нечто вроде “духовного ордена”. Правовое устройство будущего государства он строил на основе понятия “правды”, понятой как справедливость, как единство прав и обязанностей, как установленное право, коренящееся в противовес объективному праву западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании. Идеализируя федералистское устройство Советской России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться на началах федерализма. После победы национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он противопоставляет им идею демократического государства, которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов в управлении обществом. Гарантийное и демократическое государство, являясь также идеократическим, основывается на утверждении идей и ценностей православия, в котором он видел силу, спасающую Россию. Религиозное обоснование права дается им в таких работах, как “Религия, право и нравственность” (1937), “Идея “Земного Града” в христианском вероучении” (1926), “Русский народ и государство” (1927), “Христианство и идея монархии” (1937), “Христианство и социализм” (1931) и др. Участник экуменического движения.

Соч.: Основы философии права. Прага, 1924, переиздание. СПб., 1999; В бурные годы (из воспоминаний Алексеева).—Архив русской революции, 1926, вып. 17; Русский народ и государство,— Путь, 1927, № 8; На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927; Советский федерализм.—Евразийский Временник. Париж, 1925, Кн. 5; Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928; Религия, право и нравственность. Париж, 1930; Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931; К учению об “объективном праве”.—В кн.: Тридцатые годы. Париж, 1931; Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

А.П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алексеев николай николаевич
Значение слова алексеев николай николаевич
Что означает алексеев николай николаевич
Толкование слова алексеев николай николаевич
Определение термина алексеев николай николаевич
alekseev nikolay nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):