Философская энциклопедия - ареопагитики
Ареопагитики
АРЕОПАГИТИКИ
сочинения, включающие в себя трактаты: "О божественных именах", в кн.: S. Dionisii Areopagitae, Opera Omnia..., v. 1, 1857 (Patrologiae cursus compl. ser. graeca, accurante J. Migne, t. 3, s. 586–996); "О небесной иерархии" (там же, s. 119–368); "О церковной иерархии" (там же, – s. 368–585); "Таинственное богословие" (там же, s. 997–1064) и десять писем (там же, s. 1065–1124). А. появились не раньше 2-й пол. 5 в. и были подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда их название). Неподлинность А. доказывалась еще Лоренцо Валла и Эразмом Роттердамским. Наиболее убедит. аргументами против авторства Дионисия Ареопагита являются наличие в А. слишком развитого богословского учения, особенности языка, наличие в А. ссылок на последующие факты церк. истории, близкая зависимость А. от более позднего неоплатонизма и, в частности, от Прокла, полное отсутствие всякого упоминания о них в лит-ре до 6 в.
А. проповедуют непознаваемость и неизреченность божеств. существа, излияние его в виде световых (бытийных) эманаций в материю, окружение божества убывающими по своей светоносности тремя чинами ангелов (с подразделением каждого чина на три более мелких), такое же триединое строение мира и церкви вплоть до полного угасания божеств. света во мраке и небытии материи. К этому присоединяется весьма интенсивная световая символика и проповедь восхождения к божеству путем сверхразумного экстаза. Благодаря этим идеям А. оказывали большое влияние на религ. филос. мысль средневековья в Византии и на Западе.
Наличие в А. диалектич. идей (тезис о "бытии бога в его небытии", утверждающий негативность всякого определения, учение о разных ступенях бытия, различающихся по степени совершенства и связанных с учением о движении и т.д.), а также пантеистич. тенденций определили влияние А. на прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего на Николая Кузанского и Бруно, Марсилио Фичино (написавшего спец. комментарий к собств. переводу трактата "О божественных именах") и Пико делла Мирандола. Неоплатонич. идеи А. о восхождении человека к богу послужили источником нек-рых ср.-век. ересей. С 14 в. А. были известны в России, куда их привез митрополит Киприан. А. представлены в древнерус. письменности большим количеством списков. В своих работах советский ученый Ш. Ηуцубидзе выдвинул гипотезу о том, что автором А. является грузинский мыслитель Петр Ивер ("Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита", 1942; "Петр Ивер и проблемы ареопагитики", 1957). К тому же выводу пришел после (1952) и независимо от Нуцубидзе бельгийский ученый Э. Хонигман (рус. пер. "Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита" со вступит. статьей Ш. Нуцубидзе, 1955, напечатано также в "Тр. Тбилисск. ун-та", 1955, т. 59). Против гипотезы Нуцубидзе выступил сов. ученый С. Данелиа ("К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита", в кн.: Византийский временник, т. 8, М.–Л., 1956).
Лит.: Скворцов К., Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем Cв. Дионисия Ареопагита Киев, 1871; Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953, с. 311–42; Клибанов А. И., К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности, [разд.] II–III, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит., [т.] 13. М.–Л., 1957; Косh Н., Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen, Mainz, 1900; Buchner M., Die Areopagitika des Abtes Hilduin von St. Denis und ihr kirchenpolitischer Hintergrund, Paderborn, 1939; D[ölger]F., [рецензия на кн.:] Ε. Honigmann, Pierre l'Ibérien et les écrits du Pseudo-Denys l'Aréopagite, "Byzantinische Zeitschrift", Bd 46, 1953, S. 445–46.
А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.