Философская энциклопедия - армянская философия
Армянская философия
АРМЯНСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ
Среди памятников др.-арм. культуры еще в 1 в. до н.э. имелись труды, содержавшие филос. идеи. По свидетельству Плутарха (Красс, 33; рус. пер. "Избр. биографии", М. – Л , 1941), царь Армении в 55–34 до н.э. Артавазд сочинял трагедии и речи в духе стоицизма. Сохранились принадлежащие ему т.н. армавирские надписи на камнях, в к-рых, по мнению нек-рых ученых (см. К. В. Тревер, Очерки по истории культуры древней Армении, 1953; А. И. Болтунова, Греческие надписи Армавира, "Изв. АН Арм. ССР", 1942, No 1–2), отражена защита моральных норм рабовладельч. общества.
Начиная с 5 в., в условиях острой классовой борьбы на основе развивающихся феод. отношений, складывалась филос. культура раннего феодализма. Деятельность ряда мыслителей этого времени была направлена на упрочение феод.-христианской идеологии, проповедуемой армяно-григорианской церковью, на защиту монофизитства (см. Монофизиты) в борьбе против зороастризма и зап.-европ. форм христианства. Езник Кохбаци (нач. 5 в.) в соч. "Опровержение сект..." противопоставил монотеизм дуалистичному зороастризму, признал четыре элемента мироздания, возможность познания природы, пытался разрешить вопросы о добре и зле, о т.н. свободе воли. Значит. представителями этого направления были также Егише, Иоанн Майраванеци, Давид Харкаци.
Другое течение в А. ф. этого времени характеризовалось приверженностью к древнегреч. культуре. Его сторонники учились по трудам Платона, Аристотеля и др. античных мыслителей, переводили некоторые из них на арм. язык, комментировали и распространяли их. Наиболее крупный представитель этого течения Давид Анахт (Непобедимый, нач. 6 в.) примкнул в трактовке проблем бытия мира к неоплатонизму, а в рассмотрении вопросов познания, содержавшем элементы материализма, выступал против скептицизма ("Определения философии"). Его философия в нек-рых отношениях шла вразрез с господствующим миропониманием отцов арм. церкви, она оказала значит. влияние на передовых деятелей ср.-век. А. ф.
Естеств.-науч. воззрения этого периода выразил в своих трудах Анания Ширакаци (сер. 7 в.), к-рый первым в А. ф. приблизился к пониманию природы как единого, внутри себя противоречивого целого: из взаимосвязи и взаимодействия четырех элементов мира происходит процесс развития природы, возникновение и уничтожение мира вещей, всего существующего. Однако силой, породившей мир, является в конечном счете бог ("Космография и теория календаря", 1940).
В обстановке обострения классовой и нац.-освободит. борьбы в связи с араб. завоеванием (сер. 7 в.) появляется идеология павликианства (см. Павликианство), направленная против крупного землевладения, церк. и светской иерархии, соц. неравенства.
Борьба народа с араб. халифатом привела к восстановлению самостоятельности арм. гос-ва (конец 9 в.), что способствовало подъему экономич. и культурной жизни. Вместе с тем усиливалась эксплуатация трудового народа, обострялась классовая борьба. В это время сложился героич. нар. эпос "Давид Сасунский", в котором нашли свое выражение наивный реализм, признание природы такой, какова она есть, стремление к правдивому воспроизведению жизни, к ее познанию в интересах человека. Эпос призывал к активной деятельности во имя раскрепощения человека, к борьбе против деспотизма правителей и чужеземных захватчиков.
В идеологии антифеод. и антицерк. движения тондракийцев (9–11 вв.) существовали различные течения. Одним из них был атеизм: нек-рые тондракийцы "как эпикурейцы проповедовали безбожие"; другое течение представляло собой "нечто подобное учению манихейцев", под к-рым понималось павликианство; сторонники третьего течения "учили по христианскому преданию" (см. Гр. Магистр, Послание, 1910, с. 158–59). В целом сущность тондракийской оппозиц. идеологии заключалась в борьбе против несправедливости в обществе, засоциальное и имуществ. равенство. Созвучно идеям тондракийцев было творчество поэта-мыслителя Фрика. В ярких красках описывая обществ. антагонизмы феод. Армении 13 в., он выступил на стороне слабых и бедных против богатых и сильных. Фрик отрицал мудрость, справедливость и благость бога, обличал религ. нетерпимость и фанатизм, выступал против всякого чужеземного притеснения.
Большое развитие в ср.-век. А. ф. получило течение, выражавшее интересы прогрессивной прослойки эксплуататорских классов. В 10–12 вв. выступили: Григор Нарекаци, выразивший протест против церк. иерархии; Григор Магистр, который отстаивал самостоятельность философии по отношению к религии (вместе с тем он организовывал разгром движения тондракийцев); Иоанн Имастасер, утверждавший материальность мира и рассматривавший мышление человека как способность, направленную к познанию всего сущего, а содержание мышления – как результат воздействия внешнего мира на человека. К этому же направлению относится и естеств.-науч., в основном материалистическое, мировоззрение Мхитара Гераци. В 12 – нач. 15 вв. это направление выражалось социальными идеями Мхитара Гоша и взглядами мыслителей татевской школы философии. Мхитар Гош, пытаясь объяснить обществ. отношения своего времени, писал: "Создатель сотворил человеческое существо свободным, – зависимость же от господ возникла из-за нужды в земле и воде" ("Армянский судебник", 1880, с. 320; рус. пер., 1954, с. 150). Однако, будучи представителем господствующих слоев, Мхитар Гош боялся "дерзости" людей, к-рые "смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной многих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране" ("Басни", 1951, с. 74). Из татевской школы вышли Иоанн Воротнеци и его ученик Григор Татеваци. Оба мыслителя вопрос об отношении бога и природы решали в пользу признания первичности бога. Однако природа, согласно их взглядам, не содержится в боге, а существует самобытно и реально, равно как и независимо от человеч. мышления; человеч. мышление вторично по отношению к природе: "Сначала (имеется) познаваемое, а после познание... с исчезновением познания не исчезает познаваемое" (И. Воротнеци, Анализ "Категорий" Аристотеля, рус.пер., 1956, с. 133). "Прежде природа, потом только наше знание" (Гр. Татеваци, рукопись No 4268, с. 385, Матенадаран в Ереване); "не мысли подтверждают истинность вещей, а, наоборот, существование вещей подтверждает истинность мысли" (Гр. Татеваци, Книга вопрошений, Константинополь, 1729, с. 9). Характерным для обоих мыслителей являлся номинализм. Они считали также, что мир находится в вечном процессе возникновения и уничтожения: "В таком бесконечном движении одни части уничтожаются, другие возникают, целое же существует вечно" (там же, с. 181).
Тяжелое положение Армении под игом иноземных угнетателей объясняет упадок арм. культуры в 15–6 вв., к-рый проявился, в частности, в филос. работах Аракела Сюнеци, пронизанных церковно-богословскими идеями.
В 17–18 вв. философия феод. слоев общества представлена Симеоном Джугаеци – автором соч. "Книга логики", 1728, "Толкование книги Прокла, написано Симеоном, епископом Гарни" (рукопись) – и Степаносом Лехаци, к-рый написал сочинение "Комментарии к "Метафизике" Аристотеля Стагирита..." (рукопись) и составил объемистый лексикон филос. и богословских понятий. Последним крупным представителем этого феод. направления был Симеон Ереванци – идеолог политич. реакции.
С 17 в. вместе со становлением бурж. отношений начинается формирование новой философии. Во 2-й пол. 18 в. выступает группа арм. просветителей – Эмин, Баграмян и Шаамирян. Они стремились к созданию в Армении бурж. общества, что определяло их понимание свободы, демократии, равенства. Лейтмотивом их творчества являлась защита "естественного закона", обоснование требования подчинения в обществе закону, утвержденному всеобщей волей и одинаковому для всех. Деспотизм, не признающий законов и не уважающий естеств. право человека, его свободу, рассматривался ими как варварство, а деспот или тиран уподоблялся животному, неразумному существу. Разработанный Шаамиряном на теоретич. основе "естественного закона" проект конституции провозглашал нар. суверенитет, всеобщие выборы, личную свободу, свободу слова и неприкосновенность частной собственности; он упразднял сословное деление общества и связанные с ним социальные привилегии. Однако осуществление идей просветителей было невозможно ввиду неразвитости страны. Столкновение этих идеологов с клерикально-княжеской властью закончилось их поражением.
Для дальнейшей истории А. ф. огромное значение имело присоединение Вост. Армении к России (1828), к-рое, несмотря на колонизаторскую политику царизма, способствовало влиянию прогрессивного течения рус. культуры. Происходившие на основе развития бурж. отношений процесс образования арм. нации и рост нац. самосознания народа нашли яркое выражение в творчестве просветителя-демократа, основоположника новой арм. лит-ры Абовяна, к-рый считал, что нац. и социального освобождения можно добиться только в результате всенародного восстания и вступления рус. армии на территорию Армении. Он признавал реальность внешней природы и возможность ее познания, соответствие логич. понятий реальным вещам, важное значение практики в процессе познания.
В 50–60-х гг. возникают бурж.-либеральное и революц.-демократическое направления арм. филос. и обществ.-политич. мысли. Родоначальником арм. либерализма был Назарян. Сторонник эволюционизма, он отвергал революц. борьбу, выступал против революц.-демократич. направления. Вместе с тем он выступал и против клерикально-реакц. лагеря, представленного в Армении Г. Айвазовским, Мсеряном, Чамурчяном и др., стоял за распространение естеств.-науч. взглядов на родном языке. Линию Назаряна продолжил Арцруни – основатель газ. "Мшак", придерживавшийся в философии позитивизма и идеи прогресса в его либерально-бурж. понимании.
Вождем революц.-демократич. направления, противостоящего как реакционерам, так и либералам, был Налбандян. В важнейшем соч. – "Земледелие как верный путь" (1862) – он писал: "Ныне единственным знаменем угнетенных людей может быть национальное знамя, которое должно быть поднято против деспотизма" (Избр. филос. и обществ.-политич. произв., 1954, с. 445). Нация – это "простой народ" (см. тамже, с. 395). Наделение его землей, решение "экономич. вопроса" есть необходимое условие разрешения всех социальных и нац. проблем (см. тамже, с. 407, 413, 426). Налбандян был сторонником утопич. социализма, основанного на общинном землевладении; последнее может быть утверждено путем демократич. революции и уничтожения крепостничества "снизу" (см. тамже, с. 412–13, 419). Вместе с тем Налбандян не понял историч. роли пролетариата. В философии он был материалистом, последователем Фейербаха; под влиянием рус. материалистов (прежде всего Чернышевского) он оценил значение диалектики Гегеля, идеализм и мистицизм к-рого критиковал. В вопросах эстетики Налбандян был последоват. реалистом: он требовал отражения в художеств. творчестве истины бытия.
Творчество Налбандяна – вершина домарксистской филос. и революц. мысли в Армении. Последователями его являлись М. Будагян, живший в Турции, Свачян и др.
Зап. Армения, оставшаяся под властью феод. Турции, находилась в состоянии экономич. и культурного упадка. Многие представители арм. обществ. мысли Зап. Армении были вынуждены эмигрировать и создавать центры армянской культуры в Венеции, Триесте, Амстердаме и Вене. В 19 в. замечается некоторое оживление армянской духовной жизни в Константинополе. К этому периоду относится появление ряда филос. трудов зап.-армянских мыслителей – Зораяна, Костандяна и Гарагашяна, направленных в основном на защиту материалистического мировоззрения.
С конца 19 века в Армении распространяется марксизм, сторонниками и активными популяризаторами которого являлись: Шаумян – выдающийся марксист, видный деятель общероссийского с.-д. движения, Спандарян, А. Мясникян (Мясников), Б. Кнунянц и др. С позиции материалистического понимания истории Шаумян подверг исследованию обществ. структуру, проанализировал понятия "базис" и "надстройка". Рассматривая классовую борьбу как движущую силу антагонистич. общества, Шаумян показал эксплуататорскую роль бурж. гос-ва, необходимость и неизбежность социальной революции. Развитие он понимал как диалектич. единство эволюции и революции (см. С. Г. Шаумян, Избр. произв., т. 1, 1957, с. 64). Шаумян разоблачил лжемарксистскую позицию т.н. спецификов – арм. националистов, выдвигавших требование культурно-нац. автономии; он много сделал для разработки марксистско-ленинской теории национального вопроса.
Установление в Армении Сов. власти (1920) положило начало нац. возрождению арм. народа и его развитию по пути социализма, всестороннему расцвету арм. социалистич. культуры. Решит. борьба за преодоление и искоренение реакц.-идеалистич. направлений в науке и философии, лит-ре и искусстве ознаменовалась разгромом бурж.-националистич. дашнакской идеологии и концепций разбитых бурж. и мелкобурж. партий, групп и фракций, а также идей меньшевиствующего идеализма и механицизма. Была проделана большая работа но пропаганде марксизма-ленинизма.
Арм. филиалом Ин-та марксизма-ленинизма переведены и изданы на арм. языке основные работы Маркса и Энгельса, Собр. соч. Ленина, а также произведения Белинского ("Избр. филос. соч.", т.1–2, 1954–56), Чернышевского ("Избр. философские соч.", 1949), Герцена ("Былое и думы", т. 1–3, 1952–54; "Избр. филос. произв.", т. 1–2, 1949–51), Добролюбова ("Избр. филос. соч.", т. 1–2, 1948–50). Плеханова ("К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", 1926; "Очерки по истории материализма", 1941; "Основные вопросы марксизма", 1929; "Искусство и литература", 1949). Изданы также соч. Шаумяна, Спандаряна, Мясникяна, Кнунянца.
Развитие философии в Сов. Армении развернулось по двум осн. направлениям: по разработке отд. проблем марксистско-ленинской философии и по изучению наследства А. ф.
Большую роль в пропаганде марксизма в Сов. Армении сыграл А. Гюли-Кевхян, возглавлявший в 1926–37 кафедру философии Гос. ун-та и Институт марксизма-ленинизма. Ценные работы по вопросам теории познания были написаны Л. Арисяном ("Из истории теории познания", 1957, на рус. яз.).
В 1944 был организован Сектор философии АН Арм. ССР, преобразованный впоследствии в Сектор философии и права. Филос. работы арм. ученых печатаются в "Изв. АН Арм. ССР", "Историко-филологическом журнале", в парт. печати республики. Большая работа по обработке древних рукописей проводится в хранилище Матенадаран (см. М. X. Игитханян, Матенадаран – сокровищница мировой культуры, "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 6), издающем свой орган – "Вестник Матенадарана".
Философы республики, сосредоточенные в основном вокруг Сектора философии и права АН Арм. СССР и кафедры философии Ереванского ун-та, разрабатывают проблемы закономерностей обществ. развития, вопросы марксистско-ленинской этики, эстетики, теории познания, логики, критики современной буржуазной философии, а также истории А. ф. По всем этим проблемам за последние годы опубликован ряд исследований.
Ряд работ по истории философии, по критике совр. бурж. философии напечатал А. Асланян ("Критика современной буржуазной философии", в журн. "Советакан граканутюн", 1956, No 2; "О философско-исторических взглядах рус. революц. демократов", "Изв. АН Арм. ССР", 1958, No 1). Историю армянской филос. мысли исследует Г. Габриэльян ("История философской мысли в Армении", т. 1–3, 1956–59). Несколько книг по истории зап. философии и историч. материализму написал X. Момджян ("Философия Гельвеция", 1955, "Лафарг и некоторые вопросы марксистской теории", 1954, "Социалистическое общество и творческая активность народных масс", 1954, на рус. яз., и др.). Г. Брутян издал "Логику" (1957), опубликовал несколько произведений, направленных против совр. буржуазной, в частности семантической, философии. В области истории философии Армении и народов Востока работает B. Чалоян, напечатавший работы: "Философия Давида Непобедимого", 1946; "История армянской философии (Древний и средневековый период)", 1959, на рус. яз.; "Роль восточных народов в истории развития философской мысли", "Изв. АН Арм. ССР", 1950, No 10; "Естеств.-науч. воззрения Анания Ширакаци", "Визант. временник", т. 12, 1957. В области эстетики и истории зап.-европ. философии работает А. Карапетян, издавший (в своем переводе и с большим комментарием) работу Аристотеля "Поэтика" (1955), а также кн. "Критический анализ философии Канта" (1958).
В последние годы изданы книги: И. Орбели ("Армянский героический эпос", 1956; "Басни средневековой Армении", 1956, на рус. яз.); А. Адамян ("Эстетические воззрения средневековой Армении", 1955, на рус. яз.); C. Аревшатян ("Философские взгляды Григора Татеваци", 1957, на рус. яз.); С. Товмасян ("К вопросу об объективных критериях оценки произведений искусства", 1955, на рус. яз.); Я. Хачикян ("Борьба С. Г. Шаумяна за марксистско-ленинское понимание роли народных масс в истории", 1956, на рус. яз.); Г. Геворкян ("О роли абстракции в познании", 1957, на рус. яз.); Г. Григорян ("Из истории армянской передовой обществ.-политич. мысли", 1957); Г. Агаджанян ("Вопросы марксистско-ленинской теории в трудах С. Шаумяна", 1958, на рус. яз.). В течение последних лет с филос. и историко-филос. работами выступили также Л. Абрамян, Т. А. Алексанян, т.п. Алексанян, К. Вардапетян, А. Восканян, М. Даниелян, А. Минасян и др.
Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1–2, М., 1955–56 (т. 1, с. 68–81, т. 2, с. 751–83); История философии, т. 1–2, М., 1957 (т. 1, с. 257–63, т. 2, гл. 5, § 5).
В. Чалоян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.