Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - бин цзя

Бин цзя

БИН ЦЗЯ

БИН ЦЗЯ (школа военной философии)—древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, чньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в “Хань шу” (1 в.; раздел “И вэнь чжи”), где, однако, не включена в число 10 главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо).

Согласно “И вэнь чжи”, бин цзя начала формироваться около 6—5 вв. до н. э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в “Хун фане” (см. “Шу цзин”), “Дунь roe”, “Си цы чжуани” (см. “Чжоу wr): военные действия—последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления “гуманности” (жэнь), “должной справедливости” (и), “благопристойности” (ли) и уступчивости (жан).

Наиболее важные сочинения бин цзя—“Сунь-цзы” Сунь У (6—5 вв. до н. э.) и “У-цзы” У Ци (4 в. до н. э.). В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине 1-го тысячелетия,—“Сунь Бииь бин фа” (“Военные законы Сунь Биня”).

В конце 11 в. “Сунь-цзы” и “У-цзы” были объединены в “Семикнижии военного канона” (“У цзин ци шу”; в рус. пер.—“У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая”. СПб., 1998), куда также вошли “Лю тао” (“Шесть планов”), “Сыма фа” (“Правила Сыма”), “Сань люэ” (“Три стратегии”), “Вэй Ляо-цзы”, “Ли Вэй-гун вэнь дуй” (“Диалоги Ли Вэй-гуна”). Традиционная версия приписывает авторство “Лю тао” чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н. э.), “Сыма фа”—Сыма (Тянь) Жанцзюю (6— нач. 5 в. до н. э.), “Вэй Ляо-цзы” — Вэй Ляо (4 в. до н. э.), “Сань люэ”—Хуан Ши-гуну (3 в. до н. э.); “Ли Вэй-гун вэнь дуй” считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627—49) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически “Лю тао” составлен около 3—4 вв. н. э., “Сань люэ” в кон. 6—нач. 7 в., а утраченный текст “Ли Вэй-гун вэнь дуй” восстановлен не ранее 9 в. н. э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в “У цзин” под редакцией Чжу Фу (11 в.): “Сунь-цзы”, “У-цзы”, “Сыма фа”, “Вэй Ляо-цзы”, “Ли Вэй-гун вэнь дуй”, “Сань люэ”, “Лю тао”. Идеи “У цзин” легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции “пяти элементов” (у сан). Этот общий ход вещей есть путь “обращения к корню и возвращения к началу”, т, е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены “культура” (вэнь) и оппозиционная ей “воинственность” (у), “воспитание” (цзяо) и “управление” (чжэн); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские “добродетели” (дэ) — “гуманность”, “должную справедливость”, “благопристойность”, “благонадежность” (синь), ав других—на противоположные им легистские принципы; “законность” (фа), “наказуемость” (син), “полезность/выгодность” (ли), “хитрость” (гуй). Военная сфера—важная область государственных дел, а главное в военном искусстве — это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее “полезности/выгодности”. В подобной диалектике сведущи “властители судеб (мин) народа”—талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом, Землей и впереди закона, а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.

Лит.: Сунь-цзы, пер. Е. И. Сидоренко. М., 1955; У-цзы, пер. Е. И. Сидоренко. М., 1957; Караев Г. Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963; Конрад Н. И. Избр. труды. Синология. М., 1977, с. 7—384; Цзэн Гунлян (сост.). У цзин цзунъяо цяньцзи (Основные версии “Семикнижия военного канона”), т. 1—8. Шанхай, 1959; Сунь-дзы синь тань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования о “Сунь-изы”; китайские и зарубежные ученые о “Сунь-цзы”). Пекин, 1990; Lewis M. Е. Sanctioned Violence in Early China. N.Y., 1990.

А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бин цзя
Значение слова бин цзя
Что означает бин цзя
Толкование слова бин цзя
Определение термина бин цзя
bin czya это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):