Философская энциклопедия - быт
Быт
БЫТ
термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д. Подобно тому как в ходе историч. развития у людей вырабатывается комплекс приемов, навыков производств. деятельности, так и в процессе потребления материальных и духовных благ у людей создается комплекс приемов, обычаев, нравов, обрядов, составляющих внутр. уклад жизни класса, социальной группы, их Б. Нек-рые из бытовых элементов (обычаи), особенно получающие религ. санкцию, фетишизируются в обрядовых формах (ритуал), приобретают особую стойкость и трудно преодолеваются в ходе последующего развития общества; они замедляют процесс творчества новых форм Б. (см. Пережитки капитализма). Способ удовлетворения материальных и культурных потребностей определяется в конечном счете способом производства.
Бытовые условия людей в антагонистич. классовых формациях определяются положением классов в системе обществ. произ-ва. Б. трудящихся – рабов, крепостных крестьян, пролетариев – отличен от Б. эксплуататоров – рабовладельцев, феодалов, капиталистов.
Противоположность между городом и деревней обусловливает различный Б. городского и сел. населения. Неравноправное положение женщины, вытекающее из господства частной собственности, также накладывает свой отпечаток на Б. людей. Б. отличается и по нац. формам у различных народов. Религия, ее обряды также оказывают свое влияние на Б. народов. Характер культуры того или иного общества в громадной степени воздействует на его Б., в особенности на такие его стороны, как занятия в свободное от работы время, характер отдыха, досуга, развлечений и пр. Изменение Б. происходит по мере развития производит. сил и производств. отношений, с развитием культуры общества.
Ликвидация капитализма, культурная революция, победа социализма коренным образом изменяют Б. людей. Обществ. владение всеми средствами произ-ва, всей совокупностью материальных и культурных ценностей создает в социалистич. обществе такое положение, когда бытовые условия широких нар. масс непосредственно связаны с достигнутым в этом обществе уровнем материального и духовного произ-ва, соответствуют этому уровню.
В первые годы Советской власти Ленин назвал такие общественные бытовые учреждения, как общественные столовые, детские сады, ясли, образчиками ростков коммунизма (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 29, с. 396). В СССР, вступившем в период развернутого строительства коммунизма, проводится огромная работа по переустройству Б. населения и развитию новых коммунистич. форм Б. Планомерное сокращение рабочего дня, государств. обеспечение старости, жилищное строительство, детские сады, ясли, бесплатное образование и мед. помощь, обществ. организация физич. воспитания, отдыха, туризма, развитие всех форм художеств. самодеятельности – все это действительные формы нового социалистич. Б. в Сов. Союзе. В то же время на XXI съезде КПСС в докладе Н. С. Хрущева указывалось: "Надо не только обеспечить человека хорошим жильем, но и научить его правильно пользоваться общественными благами, правильно жить, соблюдать правила социалистического общежития. Это не приходит само по себе, а может быть достигнуто в длительной и упорной борьбе за победу нового, коммунистического быта" (Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. 1, 1959, с. 51–52).
Изучение Б. и закономерностей развития бытовых отношений остается предметом гл. обр. этнографич. исследований, и лишь в последние годы с изучением Б. сов. общества эти проблемы стали включаться и в сферу конкретных исследований исторического материализма.
С. Ковалев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.