Философская энциклопедия - чань сюэ
Чань сюэ
ЧАНЬ СЮЭ (кит. — “учение дхьяны”) — одно из трех наряду с Тяньтай школой и Хуаянь школой основных течений в китайском буддизме, формирование которого началось в позднеханьский период и эпоху Вэй—Цзинь (3—5 вв.), а расцвет пришелся на время династии Тан (8 в.). Первоначальным стимулом к распространению чань сюэ послужил выполненный Аныцигао (2 в.) перевод на китайский язык махаянской “Маханапанасмртхи-сутры” (Да ань бо шоу и цзин). В последующие века, до эпохи Южных и Северных Династий (Наньбэйчао, 420—589), было переведено не менее пятидесяти аналогичных сочинений, трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит. чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Аныиигао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название “концентрации сердца на одном [объекте]”, однако впоследствии упор стали делать на максимальном очищении сознания от любых образов. В эпоху Суй (581—618) произошло сближение чань сюэ с другими школами, также выдвигавшими на первый план созерцательные практики, в частности “утверждение ума и двойное совершенствование”. В эпоху Тан наметилась тенденция к компромиссу чань сюэ с конфуцианством, что выразилось в формуле: “чань и учение конфуцианцев дополняют друг друга”. Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении учения в 8 в., когда чань сюэ практически вытеснило в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как “учение о сокровенном” (стань сюэ) или “даосская алхимия” (дань). При этом полагают, что чань сюэ многое заимствовало из этих источников при создании собственной теоретической системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунское и минское “неоконфуцианство”, особенно на неоконфуцианскую теорию “ли-принципа” (ли сюэ). В частности, влияние идей чань сюэ усматривали в учении Ван Янмина о “достижении полного благосмыслия” (чжи лян чжи). В более узком смысле под чань сюэ понимают учение патриархов школы чанъ-буддизма (япон. Дзэн-буддизм) как особого института в истории китайского и японского буддизма (см. Чань школа).
Γ.Α. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.