Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - дришти-сришти-вада

Дришти-сришти-вада

ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА

ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА (санскр. drsti srsti vâda, букв.—учение о видении, [равнозначном] творению) — направление в рамках адвайта-веданты, основные идеи которого заложены в трудах последователей Шанкары — Сурешвары (8 в.) и Сарваджнятмана (10—нач. 11 в.). Крупнейшим представителем дришни-сришти-вады был ведантист Пракашананда (16—нач. 17 в.), автор трактата “Сиддханта-муктавали”. Трактуя майю как абсолютно иллюзорную, Пракашананда считал, что в адвайте не может идти и речи о какой бы то ни было причинности, т. к. существование объектов целиком сводится к их воспринимаемости. Множественность душ для него была совершенно иллюзорной, а весь мир в конечном счете оказывался порождением одного-единственного сознания. Если направление “виварана” в послешанкаровой адвайте сделало ряд шагов в сторону сближения с санкхьей, то солипсистская по своему духу концепция дришти-сришти-вада знаменует вторую крайнюю точку в развитии адвайты, почти смыкаясь с положениями буддийской виджняна-вады.

Н. А. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дришти-сришти-вада
Значение слова дришти-сришти-вада
Что означает дришти-сришти-вада
Толкование слова дришти-сришти-вада
Определение термина дришти-сришти-вада
drishtisrishtivada это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):