Философская энциклопедия - этология
Этология
ЭТОЛО́ГИЯ
(от греч. ἦθος – обычай, характер, нрав и λόγος – слово, учение) – 1) Термин, к-рым Дж. С. Милль обозначил предложенную им в "Системе логики" (v. 1–2, L., 1843, рус. пер., т. 1–2, 1865–67) науку о формировании характера (национального, коллективного, индиви-дуального). Вундт употреблял термин "Э." для обозначения исследований привычек и обычаев людей. В наст. время Э. называют иногда дескриптивную этику. 2) В биологии Жоффруа Сент-Илер назвал Э. (1859) область, изучающую отношения организма в рамках семьи и сообщества. Затем этот термин охватывал проблематику экологии. В 30-х гг. 20 в. название "Э." закрепилось за одним из направлений сравнительной психологии, изучающих филогенетическое постоянство инстинктивных движений, т.е. наличие сходных, не обусловленных научением форм поведения в ближайших видах, родах, семействах и более высоких таксономич. категориях (см. TinbergenΝ., Instinktlehre, В.–Hamb., 1964). В отличие от тех направлений сравнит. психологии, к-рые изучают поведение в лабораторных условиях, основатель Э. австр. биолог К. Лоренц и его последователи разработали новые методы исследования, основанные гл. обр. на применении имитаций. Это позволило открыть ряд новых закономерностей в поведении животных, таких, как действие "врожденных пусковых механизмов" (их называют также "врожденными пусковыми схемами"), т.е. способность организма отвечать специфич. реакциями на строго фиксированные комбинации стимулов ("ключевые раздражители"); "запечатление" – однократное, необратимое, свойственное лишь очень раннему периоду онтогенеза, проявление нек-рых, по-видимому, очень простых врожденных пусковых механизмов; "замещающие действия" – в условиях, когда тот или иной инстинкт не находит свойственного ему способа реализации, или в ситуации конфликта двух разнонаправленных инстинктов животное выполняет действия, не соответствующие ни одному из этих двух инстинктов, а какому-то третьему.
В ряде работ ставится вопрос о связи Э. с психоанализом (гл. обр. проблема "замещающего действия") и гештальтпсихологией ("ключевые раздражители").
Значит. часть исследований этологов посвящена попыткам распространить выработанные ими принципы на анализ поведения человека. Согласно Лоренцу, отношение человека к природе регулируется высшими центрами, но во взаимоотношениях людей гл. роль играют эндогенные механизмы; это определяет якобы безуспешность попыток человека разрешить свои внутривидовые проблемы и ничтожное место, занимаемое здесь разумом. Специфику человеч. форм поведения в Э. связывают с доместикацией (одомашниванием). По мнению Лоренца, доместикация ведет к дезынтеграции врожденных пусковых механизмов, снижению их "фильтрующей" способности.
Рассматривая "социальные" реакции у животных, Лоренц особо выделяет действие тормозных механизмов, препятствующих проявлению агрессивных действий против представителей своего вида и предохраняющих животных от взаимного истребления. У человека же сдерживающие механизмы ослаблены, прежде всего за счет развития техники: человек далеко не всегда в состоянии убить другого человека, если он находится с ним лицом к лицу, но действие сдерживающих механизмов резко ослабляется, если смерть причиняется при помощи оружия массового уничтожения, когда причиняющий смерть не видит своих жертв. Преодолеть эту опасную тенденцию, по мнению Лоренца, можно только за счет роста коллективной ответственности всех людей. Т.о., перенесение принципов Э. на поведение человека связано с сильными биологизаторскими тенденциями, подрывающими значение выводов, к к-рым приходят представители Э. Однако в области изучения поведения животных Э. сумела поставить ряд новых проблем и выработать новые методы исследования. В наст. время исследования по Э. наиболее развиты в ФРГ, Англии и Нидерландах.
Лит.: Шовен Р., От пчелы до гориллы, пер. с франц., М., 1965; Роговин М., Сравнит. психология – Э. – психиатрия, "Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1965, т. 65, вып. 5, 6 (имеется библ.); Thorpe W. H., Learning and instinct in animals, Camb., 1956.
M. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.