Философская энциклопедия - евстратий никейский
Евстратий никейский
ЕВСТРАТИЙ НИКЕЙСКИЙ (Ευστράτιος Νικαίος) (ок. 1050 — после апреля 1117) — византийский церковный деятель, митрополит, полемист, комментатор античных философов. Впервые упоминается в источниках в связи с делом своего учителя Иоанна Итала, когда Евстратий едва избежал обвинения в ереси. Однако вскоре стал митрополитом Никеи. Был одним из семи богословов, полемизировавших с миланским архиепископом Пьетро Гроссолано (1112) по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque); в полемических трактатах против латинян Логос (Сын Божий) и Св. Дух представлялись Евстратием как две руки Бога-Отца. Дважды (1087 и 1114) участвовал в антимонофиситской полемике. Был “вселенским дидаскалом” (ок. 1115/16). Обвинения в ереси (соборное постановление 27 апреля 1117) были вызваны акцентированием Евстратием человеческой природы Христа; был реабилитирован и в 1157 причислен к высшим церковным авторитетам.
Автор комментариев к частям “Второй Аналитики” и “Никомаховой этики” Аристотеля. В определении бытия соединял номинализм с неоплатоновским учением об эманации. В богословии отдавал предпочтение смыслу (текста) перед свидетельствами традиции. В этических комментариях защищал платоновское учение против аристотелевской критики.
Соч.: GAG, t. 20, р. 1-222,256-406; Mercken H. P. F. The Greek Commentaries on the Nicomachean Ethics of Aristotle, vol. l. L., 1973. Лит.: Joannou P. Definition des Seins bei Eustratios von Nikaia. — “Byzantinische Zeitschrift”, 1954, 47, S. 358—368; Idem. Eustrate de Nicйe.“Revue des Йtudes Byzantines”, 1952 (1953), 10.
M. В. Бибиков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.