Философская энциклопедия - фаустовская культура
Фаустовская культура
ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА — введенный О. Шпенгаером в “Закате Европы” (1920—22) термин для обозначения западноевропейской культуры — одной из тысячелетних “мировых культур”. Рассматривая европейскую культуру в ее противоположности античной — “аполлоновской”, статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью (в этом Шпенглер следует классицистской эстетике Винкельмана), он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе. Символ Западной Европы — беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной культуры — борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, “имматериализующее”) начало. Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, “историческая забота”. Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, контрапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредельный фон портретов Рембрандта. Специфика европейской науки — достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, “высочайшей трансцендентности форм”, чрезмерно развитая символика (свойство скептического мышления позднего периода): европейская наука идет навстречу самоуничтожению через утончение интеллекта. Современная техника — наследница фаустовского духа, в ней — изобретательский гений, хватка “человека-хищника”, жажда господства (“Человек и техника”, 1932), но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижничество; техника для европейца — символическая, душевно-духовная необходимость. Все большая эзотеричность западной техники, бунт “машины” против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен экологической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.
Г. М. Тавризян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.