Философская энциклопедия - феодосий косой
Феодосий косой
ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й
(гг. рожд. и смерти неизв.) – представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и распространять среди народа "новое учение", в-к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина и заключен в одном из моск. монастырей, откуда бежал в Литву, где оказал влияние на формирование-наиболее радик. течения в среде польско-литовских антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемич.
соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрифич. "Письма половца Ивана Смеры", написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынским. В основе "нового учения" Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14–16 вв., лежит-понятие о "духовном разуме" и связанным с ним познанием "истины", из к-рой вытекает отрицание феод. отношений господства и подчинения и признание равенства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские), отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов христианства и отрицание офиц. церкви.Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, "Тр. Киевской духовной академии", 1876, [т. 2], [No 6]; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4;. Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К. Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М., 1954; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Ф. К., "Вестник МГУ" 1956, No 2. См. также лит. при ст. Зиновий Отенский.
В. Корецкий. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.