Философская энциклопедия - филон александрийский
Филон александрийский
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
(Philo Alexandrinus) (кон. 1 в. до н.э. — нач. 1 в. н.э.) — иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет. Принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни — лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле.
Произведения Ф.А. показывают знание филос. учений среднего платонизма, стоицизма и пифагореизма, а также греч. литературы. Среди наиболее значимых для Ф.А. текстов — диалоги Платона, и прежде всего «Тимей». На определенной стадии своего образования Ф.А. испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей иудейской культуры и традиций, что привело к достаточно уникальным результатам: вместо того чтобы отказаться от греч. культуры и философии, он использовал их при толковании иудейского Священного Писания, которое было известно ему исключительно в греч. пер.
Теоретическая философия Ф.А. реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его филос. система теоцентрична. Бог рассматривается как «истинное бытие», здесь можно усмотреть связь с платонизмом, однако главным источником для Ф.А. прежде всего является библейское «Аз есмь сущий». Ф.А. строго различает сущность Бога и его силу, явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Ф.А., высшее Божество — Иегова Пятикнижия Моисея — абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого, или Монады, которая является только «бестелесным образом Бога». Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Ф.А., два главных имени Иеговы — «Бог» и «Господь» — указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе — его власть.
Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение — Логос-Слово. Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли Бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы — Благо и Власть, а затем — духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции, в свою очередь, проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие Логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда Логос выступает у Ф.А. как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.
Этика Ф.А. базируется в основном на двух текстах из Книги Бытия, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию», что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания». Цель земной человеческой жизни рассматривается Ф.А. в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Но то, что может рассматриваться как предельная цель — познание божественной сущности, — принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с Творцом и его творением.
Цель, достижимая человеком в этой жизни, — стать мудрым. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение-аскезу. Высший идеал Ф.А. персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Ф.А. выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше их обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы.
Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Ф.А. оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов — Климента Александрийского и Оригена.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.