Философская энциклопедия - фрейд зигмунд
Фрейд зигмунд
ФРЕЙД Зигмунд
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6 мая 1856, Фрайберг— 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психиатр и психолог, основоположник и ведущий теоретик психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, работал в физиологической лаборатории, возглавляемой Э. Брюкке, написал несколько монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. С 1886 стал заниматься медицинской практикой. Стажировка в парижской клинике Сальпетриер, руководимой Ж.-М. Шарко, а затем в Нанси, где И. Бернхейм стал применять гипноз в лечении неврозов, дала Фрейду первые ориентиры — на протяжении первых 10 лет своей практики он использует гипноз и придерживается теории “психической травмы” Шарко. В сер. 90-х гг. происходит формирование его собственной теории и техники лечения, которые получили название “психоанализ”; написанные совместно с И. Брейером “Исследования по истерии” (1896) можно считать первой психоаналитической работой. Самоанализ 1897 и попытки теоретического осмысления неврозов с позиций психофизики того времени привели к отказу от теории психической травмы и к тому основополагающему для психоанализа воззрению, согласно которому причиной невротических симптомов являются вытесненные влечения раннего детства. В кон. 1899 выходит “Толкование сновидений” (рус. пер. 1913), а за ним работы по “психопатологии обыденной жизни”, теории сексуальности и другим аспектам психоанализа.
С 1902 вокруг Фрейда образуется кружок первых его венских последователей; в 1907 к нему присоединяются швейцарские и немецкие психотерапевты; в 1908 проходит первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации. Разрыв с А. Адлером и К. Г. Юнгом и группами их сторонников в 1911—13 способствует выработке жестких критериев принадлежности к “психоаналитическому движению”. Теории бессознательного психического, сексуальности, эдипова комплекса и некоторые особенности техники лечения (“свободные ассоциации”, “перенос” и “контрперенос”) относятся к тем идеям Фрейда, которые он считал ядром психоанализа.
Теория влечений Фрейда получила развитие после 1-й мировой войны, когда к базисному сексуальному влечению (либидо) он прибавил деструктивное, или агрессивное, влечение. В работах 20-х гг. вносятся изменения в общую теорию (“метапсихологию”), которая получает завершенный вид в работе “Я и Оно” (1923, рус. пер. 1924). Фрейд распространяет методы психоанализа на сферы социальной психологии, этнографии, социологии, художественного творчества. В работе “Будущее одной иллюзии” он дополняет просветительскую критику религии собственным учением об иллюзорном проецировании детских влечений; философия культуры Фрейда была изложена в его работе “Недовольство культурой” (1930). Последняя его книга “Человек Моисей и монотеистическая религия” (Der Mann Moses und die monotheistische Religion, 1939), представляющая собой генеалогию единобожия, вышла в Амстердаме — после аншлюса Австрии (март 1938) гитлеровской Германией Фрейд покидает Вену и проводит последний год жизни в Лондоне.
Воздействие идей Фрейда на западную культуру 20 в. трудно переоценить. Помимо собственно фрейдистской ассоциации основные направления современной психотерапии опираются на разработанные Фрейдом концепции и методы лечения. Психоанализ оказал огромное влияние на литературу и искусство, педагогику, психологию, социологию, литературоведение, этнографию и ряд других гуманитарных дисциплин.
Несколько поколений европейцев и американцев интерпретировали свои проблемы и конфликты в терминах психоанализа. Он оказал немалое влияние и на различные философские школы. Хотя Фрейд не считал себя философом и пренебрежительно отзывался о “фабрикации мировоззрений”, его учение стало не только мировоззрением огромного числа адептов, но и одной из ведущих доктрин 20 в.
Соч.: Gesammelte Wike, Bd. 1—18. Fr./M., 1940-1968; Standard Edition of the Complete Psychological Wirks ofSigmund Freud, vol. 1—24. L., 1953-1974; Briefe 1873-1939. РГ./М., 1960; в рус. пер.: Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989; Психология бессознательного. М., 1989; “Я” и “Оно”, т. 1—2. Тбилиси, 1991; Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Психоанализ и теория сексуальности. М., 1998. Лит.: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, М., 1997; Gay P. Freud. A Life for Our Time. N. Y„ 1988.
А. М. Руткевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.