Философская энциклопедия - гангеша
Гангеша
ГАНГЕША (санскр. Gangesa) (ок. последней четверти 12—13 в.)—основатель индийской логической школы навья-ньяя. Известен так же, как Гангешвара Упадхьяя (родовое имя). Родился в брахманской семье в деревне Карион недалеко от Дарбханги — столицы провинции Тиртхут в Митхиле. В его полулегендарной биографии сообщается, что в юности он был неграмотным, но богиня Кали наделила его глубокими познаниями в области логики. Его сын Вардхаманопадьяя также стал выдающимся логиком, а Митхила в течение 250 лет после смерти Гангеши оставалась центром навья-ньяи. Главное сочинение — “Таттвачинтамани” (“Исполняющий желания драгоценный камень категорий”), некоторые исследователи приписывают ему также сочинение “Лакшана-манджари” (“Бутон цветка определений”), но вполне вероятно, что оно является частью первой работы.
В “Таттва-чинтамани” представлены эпистемология и логика школы навья-ньяи. Работа состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена рассмотрению одного из признаваемых в школах ньяи источников достоверного знания: 1) восприятия, 2) вывода, 3) сравнения и 4) словесного свидетельства авторитета. В первой части даются определения достоверного и недостоверного знания, рассматриваются два вида чувственного знания (обычное, получаемое посредством органов чувств—шестивидное, и необычное, получаемое сверхчувственным образом— трехвидное: восприятие общего, опосредованное восприятие и восприятие через медитацию). Здесь же разъясняется механизм получения различных видов чувственного знания и учение об атомарном строении сознания, участвующего в производстве знания. Во второй части речь идет о различиях чувственного и выводного знания и критически анализируются пять определений неразрывной связи между средним и большим терминами силлогизма, а также “тигровое” и “львиное”, а затем еще двенадцать определений той же связи, которые давались предшественниками навья-ньяи. Гангеша показывает ошибочность их всех и взамен предлагает свое, соответствующее разработанной им новаторской концепции вывода. Кроме того, в этой части рассматривается структура вывода, его разновидности и логические ошибки. Логическую часть “Таттва-чинтамани” отличают более строгие, чем у предшественников, определения логических терминов и убежденность в том, что логику можно использовать для доказательства бытия Бога. В третьей части доказывается, что сравнение не похоже на выведение; в четвертой—рассматривается язык как носитель достоверной информации, роль определений в процессе познания, различные способы представления информации через структуру слов и обосновывается отличие словесного свидетельства от сравнения и вывода. Соч.: Tattvacintвmani, йd. with Paksadhara's Aloka on parts of the Praiyaksakhanda. on Isvaranumana and on Ucchannapracchanna t end of Sabdakhanda; Raghunatha's Didhiti on Anunianakhanda; Maihurаnаtha's Mаthun on pan Pratyaksakhanda on Anurnanakhanda up to the Badha section and on Sabdakhanda; Krsnakanta SiddhlntavIg'Sa's Dipani on Upamanakhanda; Raghunatha Siromani's Akhyatavada and Nanvada.—eBibliotheca Indica”. Calcutta, 1884—1901. 98, repr., with S. С. Vidyabhusana's English summary. Delhi, 1974.
Лит.: Gangopadhyay M. Gangesa on the Means for the Ascertainment of Invariable Concomitance.—“Journal of Indian Philosophy”. Dordrecht, 1975. 3.
Я. А. Канаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.